Ольга Михайлова Татьяна Гребенюк
Работа над многозначностью слова как одно из направлений активизации словарного запаса у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над многозначностью слова как одно из направлений активизации словарного запаса у детей с нарушениями речи
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №367 г. Челябинска»
«Работа над многозначностью слова
как одно из направлений активизации словарного запаса
у детей с нарушениями речи».
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель – логопед
высшей
квалификационной категории
Гребенюк Т. И.
Публикация «Работа над многозначностью слова как одно из направлений активизации словарного запаса у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из необходимых условий успешного обучения ребенка в школе является наличие богатого словарного запаса. Дошкольный возраст – благоприятный период для его накопления.
Я работаю в группе компенсирующей направленности с нарушениями речи с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
У таких детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно–бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для них.
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Все это ограничивает речевое общение детей. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.
Итак, выбранная мною тема очень актуальна. Работа над многозначностью слов расширяет и активизирует словарный запас, развивает психические процессы и адаптирует детей к обучению в школе и обеспечивает равные стартовые возможности в самостоятельной жизни.
Формировать у детей понимание многозначности слов я решила посредством проектной деятельности. Проектная деятельность – одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей и взрослых. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом, педагогами, родителями, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
Я составила паспорт проекта, где обозначила название, проблему, предмет, гипотезу, цель, задачи и последовательность работы.
Проблема - недостаточность понимания и использования многозначных слов детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Предмет изучения – накопление и активизация словаря. Гипотеза: предполагается, что использование занятий, развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будут способствовать формированию у ребенка стремления изучать родной язык, повысит уровень языкового развития, будет способствовать развитию познавательных интересов, яркости и выразительности речи.
Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный
В рамках данного проекта необходимо показать детям в игровой форме жизнь самого слова, раскрыть смысловое богатство многозначного слова, способствовать умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства.
Цель – формирование понимания многозначности слов и повышение уровня речевого развития детей.
Задачи проекта:
- формировать у детей понимание многозначности слов родного языка;
- расширять словарный запас детей многозначными словами;
- автоматизировать у детей правильное звукопроизношение;
- прививать интерес к родному языку;
- развивать творческие способности детей в совместной деятельности с воспитателями и родителями;
- привлечь родителей в образовательный процесс.
Всю работу по знакомству детей с многозначностью слов можно условно
разделить на три этапа:
I этап (подготовительный)
II этап (основной)
III этап (заключительный)
На подготовительном этапе в старшей группе совместными усилиями воспитателей, учителя-логопеда создавалась развивающая среда в группе.
Предполагалось:
— подобрать игры и упражнения по знакомству с многозначностью слов;
— найти соответствующий наглядный материал по данной теме (картинки к играм, иллюстрации к загадкам и стихам);
— разработать фрагменты занятий по теме «многозначность»;
— подобрать занимательный материал для проведения индивидуальной и подгрупповой работы;
— привлечь родителей к данной работе.
Джанни Родари утверждал, что "именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку".
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Поэтому для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Помимо решения основной задачи коррекции звукопроизношения, я знакомила детей с новыми словами, понятиями, расширяла и уточняла представления, связанные с этими словами, добивалась употребления их в связной речи.
У детей преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.
Особое внимание уделяла наглядности. Использовала реальные предметы, картинки, при рассматривании обращала внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Вводила приемы, помогающие выделять признаки предметов, учила сравнивать их, что помогало детям лучше запомнить каждую деталь предмета.
Проводя плановое обследование детей в конце учебного года, я сделала вывод,
что систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей дала положительные результаты. У детей расширился запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стали использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Стали употреблять разные части речи точно по смыслу.
Второй этап – основной, знакомство с многозначными словами. Планирование в группе построено по лексическим темам и в каждой из них можно изучить определенные многозначные слова.
На данном слайде представлены использованные мною методы и приемы работы по знакомству детей с многозначностью слов :
а) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте :
ушко ребёнка (зайчика, ушко иголки; «Ослик чёрный, беломордый, ослик – ушки на макушке», «Потянуло солнышко спящее зёрнышко за ушко на солнышко – и взошло оно».
- знакомство с многозначным словом, называние его;
- показать различие между многозначными и однозначными словами.
б) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова :
Острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая.
в) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова :
Острый – сладкий (сахар, острая – тупая (иголка) и др.
Эффективными приемами являются также:
г) составление предложений с многозначными словами, узнав новое слово, ребенок составляет с ним словосочетания (или предложения) в разных его значениях;
д) рисование на тему многозначного слова;
ж) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
з) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются.
На данных слайдах представлен материал к проекту
Третий этап является заключительным в предлагаемом проекте. Его содержание направлено на самостоятельное осознанное использование детьми многозначных слов.
Одной из форм работы на данном этапе является создание и презентация альбома с рисунками. Вместе с детьми рассматривали альбом (возле каждого рисунка помещена выписка из толкового словаря о значениях слова) и находили соответствующие изображения.
Проведение (совместно с родителями детей) викторины, познавательного досуга и организация выставки «Удивительные предметы» вызвали у детей и родителей большой интерес. На выставке на столах располагались предметы группами, дети называли и рассказывали, что объединяет эти предметы и кто принес данный экспонат.
Одним из экспонатов был толковый словарь, с которым познакомила детей и рассказала, что он поможет им узнать значение слов.
С помощью родителей дети смогут закрепить полученные знания о понятии «многозначность слов», приобщиться к богатству великого русского языка.
Заинтересовать их данной работой, помочь осознать её необходимость, пополнить знания родителей о соответствующих игровых приёмах мне помогли
такие формы работы :
1. проведение консультаций (индивидуальных и подгрупповых);
2. оформление материалов для «Родительского уголка»;
3. рекомендации к проведению игр по знакомству с многозначностью слов;
4. участие родителей в собрании, посвящённого вопросам лексического развития старших дошкольников (задачи, направления работы, особенности формирования словаря детей);
5. показ мастер-класса по проведению игр и упражнений.
Проведение мастер-класса вызвало у родителей большой интерес. Эта работа оказалась более эффективная, так как в ней дети и взрослые являются равноправными партнёрами в речевом общении.
Сравнительный анализ данных проведенного эксперимента в начале и в конце проектной деятельности позволил выявить эффективность проведенной работы.
На момент первичного проведения эксперимента (рисование слова - игла) дети выполняли задание без интереса, задавали вопросы и нарисовали все только одно значение слова, более знакомое.
К концу пребывания детей в подготовительной группе я провела контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность работы
С целью выявления знаний о различных значениях многозначного слова, провела индивидуальную беседу с детьми. Предложила ряд слов и просила детей объяснить, какие значения данных слов они могут назвать (звонок, лист, гладить).
Второй эксперимент, рисование детьми многозначных слов (игла, показал, что дети могут нарисовать как минимум три значения многозначного слова и без затруднения могут объяснить свой выбор.
Таким образом, результаты свидетельствуют об эффективности работы по ознакомлению детей с многозначным словом :
-дети правильно понимают значение многозначных слов, могут вычленять их из контекста и объяснять значение;
- дети научились правильно употреблять многозначные слова в самостоятельной речи;
- родители активно вовлечены в совместную творчески-познавательную деятельность.