Наталья Карюк
«Путешествие в страну правил дорожного движения» для детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Публикация «„Путешествие в страну правил дорожного движения“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматиз-ма является весьма актуальной и практически значимой. Основная причина ДТП с участием детей до 7 лет - их появление на проезжей части дороги без сопровождения взрослого. Вторая по частоте причина ДТП с участием дошкольников - игра на проезжей части. Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Правовой основой проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п. 1 ст. 29).
Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно, в отношениях с другими людьми.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера.
Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.
При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности».
Основная цель данного методического пособия заключатся в том, чтобы сформировать первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности:
- игровой,
- коммуникативной,
- трудовой,
- познавательно- исследовательской,
- продуктивной,
- музыкально – художественной,
- чтение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- формирование представления об окружающем пространстве;
- расширение ориентировки в окружающем пространстве;
- формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге;
- знакомство с некоторыми видами транспорта;
- знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор»;
- формирование представлений о работе водителя;
- формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить улицу, держась за руку взрослого);
- повешение компетенции родителей по вопросам касающихся ПДД.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, экскурсии, рассмотрение иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; просмотра видео, мультфильмов; игры на специально оборудованной площадке. Обыгрывание дорожных ситуаций в специально оборудованной комнате «Светофорчик» с учетом безопасности, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим оборудованием.
Содержание непосредственно – образовательной деятельности, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья воспитанников.
Для решения эффективности поставленных задач нужно использовать интегрированный подход при организации образовательного процесса. Такой подход не только стимулирует безопасность жизнедеятельности, но и способствует более успешному решению других образовательных задач.
В процессе образовательной деятельности по безопасности на дорогах следует обратить внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на занятиях физической культурой, физкультминутках («Физическое развитие»);
- создание на занятиях по ПДД педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, выдержки, побуждать к самооценке и оценке действий и поведений сверстников («Социализация»);
- привлечение детей к участию в расстановке и уборке игрушек и игрового оборудования («Труд»);
- активация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, организация специальных игр на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, построение гаражей из кубиков, конструктора, просмотр и обсуждения мультфильмов, познавательных книг («Познание»);
- побуждение к проговариванию действий и названию предметов используемых во время игры, поощрение речевой активности детей («Коммуникация»);
- организация игр под тексты, стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование элементарных пособий, рисование кружков (красных, зеленых) («Художественное творчество»);
- исполнение песен, ритмичных движений под музыкальное сопровождение; развитие артистичных способностей («Музыка»).
Пособие рассчитано для детей 2-4 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей и индивидуально.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД №1
«Машины и светофор»
Цель: Формировать представление о безопасности движения и правильности поведения у проезжей части.
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Уточнить, что обозначают его цвета: красный, желтый, зеленый. Дать понятие о том, что машины- это транспорт, что транспорт бывает разным. Сформировать у детей представление об организации движения пешеходов и транспорта на дороге. Закреплять правильное произношение звуков [ш],[би].
Развивающие: развивать речевую и двигательную активность детей.
Воспитывающие: воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.
Демонстрационный материал : макет светофора, игрушки: мишка, зайчик, круги красного, жёлтого, зеленого цвета.
Предварительная работа: П/и «Найди свой цвет», рассматривание иллюстраций, наблюдение за транспортом.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Зайчик и Мишка. Давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с зайчиком и мишкой.
Зайчик и Мишка принесли очень интересную книгу. Она называется «Правила дорожного движения». В ней много картинок, на которых видно, как правильно переходить дорогу, нарисованы сигналы светофора. Ребята, а скажите, можно ли играть на дороге, выбегать на нее?»
Ответы детей : Нет!
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Ответы детей : По дороге ездят машины, и они могут задавить человека.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А вот недавно, я видела, как дети играли на дороге. Можно ли так делать?
Ответы детей : Нет!
Воспитатель: Запомните, Мишка, Зайчик и вы, ребята: играть на дороге опасно для жизни! А знаете ли вы, какие бывают машины?
Ответы детей : Большие и маленькие.
Воспитатель: Да машины бывают разные. Посмотрите на картинку.
- Какие это машины?
(Автобус, грузовая, легковая.)
Воспитатель: «А для чего нужны эти машины?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Молодцы! Давайте еще раз повторим: это – грузовая машина, она возит грузы (песок, дрова, кирпичи); это – легковая машина, на ней мама забирает из детского сада домой Олесю, Машу, Диму. (имена детей); это – автобус, он возит людей.
Воспитатель: Как вы думаете, из каких частей состоит машина или автобус?
Ответы детей.
Воспитатель: У них есть: колеса, руль, двери. Посмотрите (рассматривание игрушечной машины и автобуса).
Воспитатель: А умеет ли машина петь? Как она поет? Кто знает? Би-и-ип.
Дидактическое упражнение на звукопроизношение «Машина».
Воспитатель: Вот как громко сигналят машины! А как машины ездят?
Ответы детей : Быстро!
Воспитатель: Знаете ли вы, кто помогает машинам правильно ездить? Посмотрите, вы узнали, кто это? (обратить внимание детей на макет светофора).
Ответы детей.
- Правильно - это светофор (рассматривание макета светофора).
Воспитатель: А зачем он нам нужен?
Ответы детей.
Воспитатель: Светофор стоит на улицах города и своими глазками показывает людям и машинам, когда можно ехать или переходить дорогу. Воспитатель – Дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие по городу. Давайте решим, на чем можно путешествовать. На легковом автомобиле можно?
Дети – Можно.
Воспитатель – Но нас много, и мы все не поместимся. На грузовом автомобиле можно?
Дети – Нет
Воспитатель – Почему нельзя?
Дети – Потому что он перевозит грузы, а не людей.
Воспитатель – А на этой машине можно? (Показывает автобус.)
Дети – Можно.
Воспитатель – Правильно, можно. Это автобус – он перевозит людей.
– Мы с вами сейчас сядем в автобус и поедем путешествовать.
(Дети садятся в автобус собранный из стульчиков).
Воспитатель – Ребята, посмотрите, кто встречает нас на дороге?
Дети – Светофор
Воспитатель – На светофоре загорелся, какой сигнал?
Дети – Зеленый.
Воспитатель – А сейчас какой сигнал на светофоре?
Дети – Желтый.
Воспитатель – Снова сменился сигнал светофора, какой загорелся?
Дети – Красный.
Воспитатель: Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.
Жёлтый свет предупреждение, жди сигнала для движения.
Свет зелё ный говорит: проходите, путь открыт. Давайте повторим.
Воспитатель: О чём говорит красный цвет?
Ответы детей : Красный цвет велит нам стоять, потому что по дороге едут машины.
Воспитатель – А если пешеходы будут переходить дорогу на красный сигнал светофора, в случае опасности как сигналит автомобиль?
Дети: – Би -би – би.
Воспитатель – А если пешеход не услышит сигнала? Давайте ему громче посигналим.
Дети: – Би – би – би
Воспитатель: О чём говорит жёлтый цвет?
Ответы детей : Желтый цвет предупреждает, нужно подождать.
Воспитатель: О чём говорит зелёный цвет?
Ответы детей : Зеленый цвет разрешает переходить дорогу, потому что машины остановились и пропускают людей.
Воспитатель – А как тормозит машина?
Дети: – Ш – ш – ш.
Воспитатель – Сначала громко, а потом все тише и тише. Давайте попробуем.
Дети: – Ш – ш – ш.
Воспитатель – Ребята, у меня есть вот такие светофоры (воспитатель показывает макет светофора без огоньков) как вы думаете чего не хватает?
Дети: – цветных кружков.
Проводится игра “Сломанный светофор” (Педагог предлагает детям отремонтировать сломанный светофор – расположить кружочки в той последовательности, в которой они должны быть на светофоре. Затем педагог спрашивает, на какой сигнал светофора пешеходы могут пересекать проезжую часть улицы)
Игра «Красный, желтый, зеленый»
В руках у воспитателя три кружка. Один кружок желтого цвета, другой - зеленого цвета, третий кружок красного цвета. Воспитатель объясняет правила : если он поднимает красный кружок, то все дети должны стоять на месте, если показывает желтый кружок, все должны хлопать, если же зеленый, то дети должны маршировать на месте.
Воспитатель: Вот как мы весело поиграли!
Ребята, вы сегодня молодцы! Все очень хорошо поработали. Нашему гостю очень понравилось, как вы отвечали и он надеется, с вами ничего не случится. Я надеюсь, что вы все правильно будете переходить дорогу. Будьте всегда внимательны и осторожны.
Воспитатель кратко напоминает содержание основных тем занятия:
1. Можно ли играть на дороге;
2. Какие бывают автомобили;
3. Что означают цвета светофора.
Светофор: «Вы ребята молодцы, за это я хочу вам подарить подарки (зеленые шары, теперь вы запомнили, на какой сигнал светофора нужно переходить дорогу».
Воспитатель: «Скажем спасибо и до свидания!»
Мишка с зайчиком вами тоже очень довольны и хотят вам подарить подарки - эту замечательную книгу «Правила дорожного движения». Давайте скажем Зайчику, Мишке и Светофору спасибо и до свидания! Мишка, Зайчик и Светофор прощаются с детьми.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД №2
«Поможем клоуну Васе»
Цель: формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.
Задачи :
Образовательные -Создавать условия для формирования умений различать сигналы светофора и понимать,что они обозначают ; понятие пешеход и пешеходный переход; ориентирование в пространстве (налево, направо) ;активизация словаря.
Развивающие -Развивать мышление,память, внимание.
Воспитательные -Воспитывать культуру поведения на улице.
Методы : показ макета, объяснение, вопросы, игровые.
Предварительная работа: рассматривание картинок, загадки и стихи о ПДД и транспорте, развивающие игры (лото, пазлы, парные картинки) ,подвижные игры (Воробушки и автомобиль (Красный,Жёлтый,Зелёный)
Оборудование и материалы :светофор (макет, пешеходный переход (зебра-макет) ,дорожные знаки (макет, кукла-клоун.
Ход занятия
Воспитатель :Дети к нам в гости придёт клоун Вася.
Стук в дверь, воспитатель вносит куклу.
Воспитатель :Здравствуй Вася, ты чем напуган?
Клоун :Я шёл к вам в гости и перешёл дорогу на красный свет светофора и чуть не попал под машину.
Воспитатель :Ребята разве можно переходить дорогу на красный свет?
Дети: ответы
Воспитатель :Дети давайте поможем Васе и покажем,как переходить дорогу!
Воспитатель показывает макет светофора, дети рассматривают.
Воспитатель: Посчитайте сколько «глазиков» у светофора.
Дети: ответы
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: ответы
Воспитатель: Красный свет светофора- стой!
Жёлтый свет — жди!
Зелёный свет светофора — иди!
Физкультминутка
Дети повторяют слова воспитателя и делают движения, запоминают правило.
Красный — стоят. Жёлтый — хлопают в ладоши. Зелёный — топают ногами.
Воспитатель: На какой свет светофора мы можем переходить дорогу?
Дети :ответы
Воспитатель показывает макеты знаков и зебры, рассказывает о пешеходах и о пешеходном переход, даёт правило налево- направо
Воспитатель: В каком месте и как мы можем перейти дорогу?
Дети: ответы
Воспитатель :Ребята давайте поиграем в пешеходов, а Вася посмотрит на вашу игру и запомнит, как ведёт себя пешеход на улице.
1.
1. Подвижная игра «ПЕШЕХОД»
Воспитатель расставляет макеты дорожных знаков (пешеходный переход) и светофора, раскладывает макет дорожного перехода, меняет сигнал светофора.
Дети смотрят на светофор и выполняют движения, и действия соответственно света светофора, переходят дорогу по зебре, двигаются и перемещаются по всей группе в разном темпе.
Воспитатель : Вася, ты увидел,как дети переходили дорогу. Запомни, посмотри налево — направо, зелёный- иди и строго по пешеходному переходу! Дети переходят дорогу за руку взрослого!
Клоун: Спасибо дети! Я запомнил правило перехода улицы. До свидания!
Рефлексия
Воспитатель: Дети вы молодцы! Мы все хорошо запомнили правило и помогли Васе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПДД № 3
«СВЕТОФОР НАШ ПОМОЩНИК»
Цель:
• формирование основ безопасности,
• поведения детей на дороге,
• знания правил перехода улицы.
Задачи:
• пополнить словарный запас слов («пешеходный переход» («зебра», светофор, тротуар, проезжая часть);
• закрепить знания о светофоре, его основных цветах (красный, желтый, зеленый);
• ознакомить детей с повседневными правилами пешехода на проезжей части дороги;
• воспитывать в сознании детей, какие могут быть последствия нарушения правил дорожного движения.
Оборудование занятия:
• изображение «Светофора»,
• картина «Улицы города»,
• Дидактическая игра «Собери светофор»,
• игрушечные рули,
• коврик «зебра».
Ход занятия:
Ведущая: Ребята, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Я получила письмо, в котором было приглашение от нашего друга. Нас приглашают в чудесный город знатоков Правил Дорожного Движения. Вы хотите отправиться туда вместе со мной?
Дети: Да.
Ведущая: А чтобы узнать на чем мы отправимся в путь, отгадайте мою загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус.
Ведущая: Правильно, мы отправится на автобусе. Проходите, занимайте места. (Дети садятся на стульчики, стоящие попарно. Первый ребенок – водитель, он берет в руки руль). Все заняли свои места?
Дети: Да.
Ведущая: Отправляемся в путь!
Под музыку начинается движение.
Ведущая: Вот мы и приехали! (Показываем картинку с изображением города см. стр. 8). Это город знатоков Правил Дорожного Движения. Здесь мы узнаем много нового и интересного. Например, как правильно переходить дорогу, как называется часть дороги для машин и как зовут лучшего друга пешеходов.
Ой, ребята кто-то к нам спешит?
«Самый главный на дороге,-
Говорили мне друзья -
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя».
Я немного испугался
Слыша этот разговор,
Но увидев, догадался -
Это ж, просто, - …
Дети: Светофор.
Ведущая: Правильно, молодцы! (Показываем картинку светофора см. стр. 7). Давайте, поздороваемся со светофором.
Дети: Здравствуй, светофор!
Ведущая: (Прикладывает ухо к картинке). Светофор говорит, что очень рад видеть нас всех. Но мне, кажется, что он чем-то огорчен. Милый, светофор, расскажи нам с ребятами, что случилось у тебя. (Прикладывает ухо к картинке). Светофор говорит, что не нужен никому. Разве это правда, ребята? Как вы думаете, зачем нужен светофор? А может и действительно он нам ни к чему?
Дети: Нужен, он помогает пешеходам переходить дорогу, а для автомобилей регулирует движение.
Ведущая: Ребята, а вы знаете, о чем предупреждают нас сигналы светофора? Давайте, почитаем стихи:
Разноцветных три кружочка:
КРАСНЫЙ светит – ПОДОЖДИ
И на ЖЁЛТЫЙ – СТОЙ, дружочек,
На ЗЕЛЁНЫЙ свет – ИДИ!
Светофор даёт советы,
Как дорогу перейти.
Пешеходу в деле этом
Лучше друга не найти!
Три глаза есть у светофора.
А ну, запомни их, дружок,
Ходить по улицам, чтоб скоро
Самостоятельно ты смог.
Вот красный глаз… Его ты бойся!
Когда горит он – нет пути.
Моргает желтый – приготовься!
Зеленый светится – иди!
Он стоит на перекрестке
Полосатый, как в матроске.
Удивились дети разом:
-Для чего ему три глаза?
Красный – стоп всему движенью.
Желтый – наше уваженье.
А зеленый загорится,
Можешь дальше в путь пуститься.
Он зовется с давних пор
Очень просто – светофор.
Так нужен нам светофор, как думаете ребята?
Дети: Да.
Ведущая: Правильно, ребята, без светофора на дорогах никак не обойтись. Нам обязательно нужен светофор, чтобы не было аварий, и никто не попадал под колеса автомобилей. Вот поэтому светофор всегда стоит на своём посту!
Ребята! Давайте поиграем в игру «Можно – нельзя».
Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать «можно» или «нельзя». Итак, начинаем.
- Переходить улицу на зеленый свет, можно?
Дети: Можно
Ведущая:
- На остановке стоять рядом с мамой, можно?
Дети: Можно
Ведущая:
- Играть на проезжей части дороги, можно?
Дети: Нельзя.
Ведущая:
- Переходить улицу на красный сигнал светофора, можно?
Дети: Нельзя.
Ведущая:
- При переходе улицы держать маму за руку, можно?
Дети: Можно
(Дети отвечают хором).
Ведущая: Какие вы молодцы, вы правильно ответили на все мои вопросы. А теперь расскажите мне, пожалуйста, каждый день по дороге в сад мы переходим с вами дорогу в том месте, где она обозначается широкими белыми линиями: белая полоса, черная полоса и опять белая, и т. д., как называется эта часть дороги, кто знает?
Дети: Зебра.
Ведущая: Правильно, молодцы, зебра или ещё по-другому пешеходный переход. (Показываем картинки пешеходного перехода, читаем стихи см. стр. 5,6). А теперь давайте поиграем:
Дети делятся на 2 команды по 3 человека. Каждый участник подбегает к «светофору» (на 2 команды лежат 2 желтых, 2 зеленых, 2 красных кружочка). Выкладывает каждый один цветной кружок. Какая команда быстрее и правильно выложит цвета светофора.
Ведущая: Вы молодцы, все справились с заданием. А теперь ответьте мне на самые сложные вопросы:
Как называется та часть улицы, где ездят машины?
Дети: Дорога.
Ведущая: Как называется, та часть улицы, где ходят пешеходы?
Дети: Тротуар.
Ведущая: Как называется человек, который управляет машиной?
Дети: Водитель.
Ведущая: А как называется человек, который идет по тротуару?
Дети: Пешеход.
Ведущая: Молодцы, даже самые сложные вопросы вам оказались «по плечу»! Спасибо вам, дети. Вот и подошло наше путешествие к концу. Теперь я точно знаю, что вы в беду не попадёте, потому что знаете правила дорожного движения и расскажите о них своим друзьям, родителям, братикам и сестричкам, чтобы и они не попали в беду. Вы расскажите им, что нельзя ходить и бегать по проезжей части, а только по тротуару. Что дорогу нужно переходить только по пешеходному переходу или там, где есть светофор на зеленый его сигнал.
А ещё, я вам приготовила сюрпризы на память о нашем путешествии! (Ведущая дарит детям светоотражающие браслеты).