Ирина Красильникова
Конспект занятия «Путешествие в страну грамотной речи Букволандию!»
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Педагог: «Дорогие ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними без слов - жестами и мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.) Один ребенок читает стихотворение «Доброе утро» :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!» (Дети и воспитатель хором.)
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - приветливым лицам.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну грамотной речи Букволандию!“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Сегодня у нас необычное занятие : с Буковкой и Слышем (вашими постоянными помощниками) мы совершим увлекательное путешествие в страну грамотной и красивой речи и, возможно, встретимся с королевой Грамотой. Она прислала вам письмо.
Письмо королевы Грамоты.
Здравствуйте, дорогие воспитанники 10-ой группы. Я долгое время наблюдала за вами, переживала за вас и радовалась вашим успехам в изучении грамоты. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. В моем звуковом царстве, Буквенном государстве случилась беда. Хитрый волшебник Буквоед пробрался в Букволандию, заколдовал всех жителей, и теперь у нас царит беспорядок. Свое заклинание он хранит в волшебном цветке. Оторвав лепестки цветка, и прочитав магическое слово, вы сможете расколдовать жителей моего королевства. Я надеюсь на вашу помощь, но. Путь будет долгим и опасным. Если вы готовы мне помочь, то знайте, что в конце пути вас ждет награда. Удачи!
Королева Грамота.
Ну что, ребята, согласны вы отправиться в долгое и опасное путешествие?
Дети: «Да».
Педагог. Тогда встанем в круг и соберем все свои знания и силы. В конверте, кроме письма лежит портрет волшебника Буквоеда (врагов надо знать «в лицо», ведь кто знает, вдруг вы встретите его в Букволандии, карта города Буквограда, (чтобы вы не заблудились, подсказки и задания для вас. Итак, отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?
Дети предлагают варианты транспортных средств.
Педагог. Ребята, не забывайте, что страна волшебная, и транспорт, на котором мы сможем добраться тоже должен быть волшебный, необычный, какие волшебные виды транспорта вам знакомы? (ответы детей)
Педагог. Вместе с нами отправятся Буковка и Слышь – ваши друзья и помощники. Возьмемся руками за «ковер-самолет», посадим на него Буковку и Слыша. Звучит команда: «Пристегните ремни. Мы начинаем наш полет в Букволандию. Температура воздуха за бортом 5 градусов, в салоне коврасамолета + 20. Закройте глаза, расслабьтесь и… представьте, что вы летите на ковре-самолете. (В это время звучит музыка – песня «Где водятся волшебники».)
Вот мы и прилетели, но выйти из ковра-самолета сможет тот, кто правила красивой речи назовет. Итак, кто скажет мне, как надо вести себя во время беседы?
Дети:
Не кричи, не повышай голос, если перед тобой не глухие.
При разговоре смотри на собеседника.
Не перебивай того, с кем разговариваешь.
Не разговаривай во время еды.
Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».
Не размахивай руками, не держи руки в карманах.
2 Закрепление пройденного материала.
Педагог. Молодцы, а теперь вам надо занять место за столом, для этого найдите на столе карточку со своим именем. Все нашли свое место? Хорошо, а теперь представьтесь нашим гостям и ответьте на мои вопросы. (Дети называют свое имя и отвечают на разные вопросы, например, сколько гласных букв в имени, сколько слогов, почему имя написано с большой буквы.)
Дети, мы прибыли к тому месту, откуда начинается страна Грамотной и красивой речи. А вот и волшебный цветок с заданиями. Сосчитайте, сколько лепестков? (Дети считают.) Верно, шесть. Значит, и заданий тоже будет шесть. Только выполнив задание, можно оторвать лепесток и прочитать букву, а в конце путешествия – слово целиком, расколдовать жителей страны и победить хитрого Буквоеда.
1задание:
Надо отгадать загадки о жителях страны Грамотной речи :
Один мягкий и свистит
Другой твердый и шипит
Третий вовсе запоет,
Только кто произнесет. (Звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. (Буквы).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу,
То его потом прочту. (Слово).
Его можно сказать,
А можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать.
Что это? (Слово).
Работа со словом.
Педагог. Отрываем первый лепесток от волшебного цветка. Это задание связано со словами. Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем, шутим…
Помните, дети, мы с вами играли в игру «Слово на ладошке» :
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке…
Удивительно, конечно, но слова оказывается можно найти везде.
2 задание:
Задание-шутка. Сейчас мы с вами проведем один эксперимент: постарайтесь найти в нашей комнате такой предмет, который никак не называется. Дети не могут найти такой предмет, и педагог подводит их к выводу: безымянных предметов и вещей вокруг нас нет. «Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету». (А. Шибаев.) Чем больше человек знает слов, тем легче подбирает нужное слово. Про такого человека говорят: «За словом в карман не лезет».
Вредный Буквоед старательно уничтожает буквы, чтобы слов было меньше. Покажем вредному Буквоеду, как много хороших слов мы с вами знаем.
Поиграем в игру: «Какие бывают слова?»
Дидактическая игра-соревнование «Какие бывают слова?» :
Педагог предлагает детям подумать, какие бывают на свете слова: (громкие, тихие, красивые, легкие, теплые, страшные, светлые и т. д.).
Педагог: Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон,
…
Есть слово лесное - синица,
Есть слово пушистое - снег,
Есть слово веселое – смех
Дети делятся на команды ( за каждым столом сидит команда: 3 игрока и капитан). Капитаном становится тот, кто вытащит карточку с буквой «К», игроками, вытащившие карточку с буквой «И».
Капитаны по очереди подходят к волшебному солнышку и отрывают лучик солнца с заданием:
Задание 1. Назвать «громкие» слова (гром, стук, барабан, взрыв, стук).
Задание 2. Назвать «красивые» слова (цветок, природа, узоры, украшения).
Задание 3. Назвать «теплые» слова (печь, огонь, шуба) или «сладкие» - (конфеты, сахар).
Задание 4. Назвать «страшные» слова (монстр, привидение, призрак).
Команды совещаются, потом капитаны по очереди называют придуманные слова. Побеждает команда, назвавшая большее количество слов.
Следующая игра называется «Назови лишнее слово». Сейчас я вам назову много разных слов, а вы мне скажете, какое из них будет лишним.
Игра «Назови лишнее слово» :
Слова: повар, парикмахер, строитель, дворник, ребенок, учитель.
Вопрос: какое слово лишнее и почему?
Дети. Слова: повар, парикмахер, строитель, дворник, учитель обозначают профессии. Слово «ребенок» - это не профессия, поэтому оно лишнее.
Педагог. Правильно. Ребенок - это один ребенок. А когда их много, как мы их назовем? (Дети).
Отрываем второй лепесток с буквой.
Физкультминутка о словах «Ложка - это ложка»
Ложка - это ложка,
(Шагаем на месте.)
Ложкой суп едят.
(Хлопаем в ладоши.)
Кошка - это кошка,
(Шагаем на месте.)
У кошки семь котят.
(Хлопаем в ладоши.)
Тряпка - это тряпка,
(Шагаем на месте.)
Тряпкой вытру стол.
(Прыжки на месте.)
Шапка - это шапка,
(Шагаем на месте.)
Оделся и пошел.
(Прыжки на месте.)
А я придумал слово,
(Руки в стороны – на пояс.)
Смешное слово – плим.
(Присели.)
Я повторяю снова:
(Наклоны туловища влево - вправо.)
Плим, плим, плим!
(Присели.)
Вот прыгает и скачет
(Прыжки на месте.)
Плим, плим, плим!
(Шагаем на месте.)
И ничего не значит
(Прыжки на месте.)
Плим, плим, плим!
(Шагаем на месте.)
3 задание:
Ой, что это? На нашем пути Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети. Там звучат разные звуки.
Педагог. А какие бывают звуки?
Дети. Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых
мы разговариваем. Они называются звуками речи.
Педагог. Если Звучаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки или как мы их ласково называем Звуковички. Звук или Звуковичка, можно проговорить и услышать, но нельзя увидеть и поймать. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? Правильно, гласные.
Ребенок читает стихотворение о гласных:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
А есть еще в нашем языке звуки, при произнесении которых, воздух встречает во рту какую-нибудь преграду. Что это за звуки такие? Правильно, согласные звуки.
Послушаем стихи о согласных звуках.
2-ой ребенок читает стихотворение о согласных:
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Скажите, а вы уже все звуки научились произносить красиво? Чисто говорить мы учимся при помощи скороговорок, чистоговорок и считалок. Порадуем Слыша – любителя послушать разные звуки речи и вспомним скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит». Попробуем произнести эту скороговорку в форме диалога с разным выражением: 1-ый ребенок спрашивает, 2-ой - отвечает с утвердительной интонацией, а теперь, используя «сказочную» интонацию: неторопливо, загадочным тоном, пользуясь жестами, мимикой.
Молодцы, язычки работают отлично, но впереди вас ждет новое испытание.
Перед нами звучаща. Что за слово такое странное и сложное? Кто знает, что такое «чаща»?
Дети. Это густо посаженные деревья.
Педагог. Правильно!
Работа с родственными словами
Педагог. Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «лес». Вы когда-нибудь встречались с такими чудо-деревьями?
Дети. Да, это деревья, на которых растут родственные слова.
Педагог. А что такое родственные слова?
Дети. Слова родные друг другу, у них общий смысл.
Педагог. Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Поможем им и полечим деревья, удалив ненужные больные листочки. Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т. е. не родственные словам «лес», «вода». Чтобы ответить правильно, надо вспомнить, какие слова выросли из слов «лес» и «вода».
Дети.
Вода – водный, водяной, водопад, (завод, водолаз, наводнение, волна.
Лес – лесной, лесник, лесовоз, (лесенка, лесоруб.
Педагог. Почему, вы решили, что эти слова не родственные?
Дети. У них другой смысл.
Педагог. Ну, молодцы. Теперь деревья перестанут болеть, а нам пора отправляться дальше. Отрываем от цветка третий лепесток и в путь.
4 задание:
Перед нами река Звенящая. Здесь записка!
Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти ее вам вброд.
Из букв сложите мостик
И поспешите в гости.
(Королева Грамота)
Ребята, буквы так испугались, что попрятались кто куда: за забор, в дом. Найдите их и подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший прочный мост? (Дети выполняют индивидуальное задание на листочках.)
Надо сложить слово «мост». (Дети складывают слово «мост» и как бы проходят по нему. Отрывают четвертый лепесток от цветка.)
Закрепление навыков звукового анализа.
Педагог.
Вы загадки разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите, впереди
Очень мощные замки!
5 задание:
Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замок? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»
Чтобы открыть первый надо правильно поставить ударение в слове «замок».
Дети объясняют постановку ударения и ставят ударение на картинке с изображением замка в слове «замок».
Сейчас немного отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику под названием ЗАМОК:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)
Покрутили…
(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку.)
И открыли!
(Пальцы расцепились)
Педагог. Молодцы! Вот и город под названием Буквоград.
Закрепление навыков слогового анализа.
У входа в город нас встречает гусеница и гусеница необычная.
(Девочка в маске гусеницы читает стихотворение) :
Я - гусеница не простая,
Гусеница слоговая.
Слоги могут
В слова превращаться,
Если с ними
Уметь обращаться.
Пропущу я тех вперед,
Кто слова во мне найдет.
6 задание:
Для того, чтобы выполнить следующее задание, надо знать буквы. Следы, которые оставляют Звуковички или Звуки, касаясь ножками бумаги, называются буквами. Буквы мы можем увидеть, написать и …
правильно, прочитать.
Посмотрите, как оживилась Буковка – ваша помощница и советчица: она очень любит такие задания.
Перед вами слоговая гусеница с написанным на ней словом.
Вредный Буквоед переставил местами слоги, и спрятал окончание слова, чтобы слово невозможно было понять и прочитать. Помогите сказочной гусенице: поставьте слоги на место, найдите хвост и прочитайте слово. (Слово «гусеница»). Молодцы! А теперь скажите, это длинное слово или короткое? Как его можно измерить? Может быть линейкой?
Ребенок:
Измерить длинное слово?
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
Педагог. Замечательно, а сколько в этом слове гласных букв? Как вы думаете, можно, зная количество гласных, определить сколько в слове слогов? (ответы детей) Правильно, можно. Сосчитайте слоги. Получилось? Верно, 4 слога. Вы все сделали правильно, но это не всё. Слушайте ещё одно задание: перед вами предметные картинки. Вы берете по очереди по одной картинке каждый, проговариваете слово по слогам. Отхлопывая
слоги, определяете количество слогов в слове и кладёте картинку в кармашек гусеницы. Порядок складывания картинок такой:
в первом кармане - карточки с одним слогом, во втором - из двух слогов, в третьем, - из трёх, в четвёртом - из четырёх. Надо постараться
не ошибиться: слоговая гусеница пропустит только тех, кто всё сделает правильно.
(Дети выполняют задание и отрывают от цветка последний лепесток.)
Итог занятия :
Педагог. Ребята, мы выполнили все задания, собрали все лепестки волшебного цветка.
Педагог. Вот, наконец, мы дошли до города букв – Буквограда, в котором находится дворец королевы Грамоты.
А сейчас Вас ждет сюрприз. Закройте глаза и повторяйте за мной:
Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько вздыхаем и… в замок попадаем.
Воспитатель в это время надевает накидку и корону и превращается в королеву Грамоту :
«Я очень рада, что вы здесь, вредный Буквоед побежден и хочу наградить вас за труд».
Вносится шкатулка с надписью «Если ребус разгадаешь, что лежит там, ты узнаешь». Слово, которое надо расшифровать – «КНИГА». Дети отгадывают, и педагог достает из шкатулки книжки из серии «Читаем сами».
Королева Грамота :
И девчонки и мальчишки
Могут все узнать из книжки
И такой подарок, дети,
Интересней всех на свете!
Эти книги ваш подарок за старание, трудолюбие и умение дружить!
Педагог. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну грамотной и правильной речи. Вам грустно покидать эту страну и ее обитателей? Знайте, что мы еще не раз побываем там.
(Звучит песня «Где водятся волшебники».) До новых встреч в стране Грамотной речи, друзья!
Использованная литература:
1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. –
СПб. : «Детство-Пресс», 2006.
2. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников. – СПб. : «Детство-Пресс», 2009.
3. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. Авт. -сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
4. Мамаева В. В. Как помочь ребенку научиться читать. – СПб. : «Речь», 2006.
5. Маханева М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет. –М. : ТЦ «Сфера», 2007.
6. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Авт. -сост. Марцинкевич Г. Ф. – Волгоград. : «Учитель», 2002.
7. Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. – СПб. : «Детство-Пресс», 2007.
8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999.
9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. : «Айрис-пресс», 2008.
10. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. – СПб. : «Детство-Пресс», 2010.