Людмила Колесникова
«Путешествие в страну детства» — раскрытие целевых ориентиров для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я предлагаю Вам совершить путешествие в мир вашего детства.
Сейчас мы поиграем в игру «Вспомни детство» - каждому из вас я буду бросать мяч и задавать вопросы, вы будете отвечать на них, возвращая мяч мне.
А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие на поезде времени.
Он повезет нас по стране детства, а я – буду вашим проводником. И так мы отправляемся!
Наступил новый учебный год, дети наши стали взрослее и сейчас мы называемся второй младшей группой.
Публикация «„Путешествие в страну детства“ — раскрытие целевых ориентиров для родителей» размещена в разделах
С 1 января 2014 года вступил в силу новый для нас документ – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Я постараюсь кратко познакомить вас с этим важным документом.
Итак, зачем нам понадобился стандарт?
Стандарт – это такой набор требований, предъявляемый как к семье, так и к доу, который помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к обучению, познанию, творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, способность к волевым усилиям и любознательность
Стандарт определил нам ориентиры для каждого возраста, к которым мы должны стремиться – это целевые ориентиры.
Я коротко познакомлю вас с ними.
• Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Хочется сказать, что все дети активны, любознательны, интересуются окружающими предметами, особенно новыми, все умеют себя занять.
Инициатива в нашем возрасте только зарождается. И я считаю, большим приобретением, что у некоторых детей уже есть это качество.
Говоря об инициативности и самостоятельности детей, хотелось отметить, что многие дети могут сами организовывать игры, сами что-то предлагают.
Например, завсегдатай зачинщицей подвижных игр на прогулках является Маша, её идею поиграть подхватывают все остальные.
Савва, Милана, Соня – очень любят играть с животными – они придумывают с ними разные истории и к ним присоединяются другие дети. Наши дети с удовольствием играют «в сказку» - на основе хорошо знакомых сказок.
Артём, Маша, Лиза, Лера, Савва инициаторы сюжетных игр.
Некоторые дети подают инициативу в общении - сами задают вопрос.
Следующий целевой ориентир –
• Положительное отношение ребёнка к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы других детей.
Говоря об этом ориентире можно сказать, что на нашем возрастном этапе ребёнок владеет простейшими навыками трудовой деятельности – самообслуживание.
На нашем возрастном этапе это значит, что дети уже умеют правильно мыть лицо, руки с мылом, тщательно вытираться полотенцем. Мы учим детей правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками. Учим есть с закрытым ртом, просим и вас обращать на это внимание.
Во время одевания и раздевания у многих детей есть успехи - могут полностью одеться сами. Вам хотелось пожелать – не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам, а именно он сам уже может одеть колготки, штанишки, обуть обувь, сложить вещи, убрать за собой игрушки.
Многие дети самостоятельно помогают убирать свои рабочие места после занятий, которые теперь называются образовательными событиями.
Так же этот ориентир направлен на духовно-нравственное развитие детей. Это и уважение к старшим и сверстникам. Так же мы учим детей уважительно относиться к труду взрослого. Учим называть по имени и отчеству сотрудников нашего сада. Учим здороваться, благодарить.
Мы учим детей договариваться, если спор зашел об игрушке – то есть просить, а не забирать. Учим мириться.
Следующий целевой ориентир –
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, прежде всего в игре. Ребёнок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Девиз нашего учреждения – играя, обучаем! Именно игра является основным видом деятельности дошкольника. В игру ребенок переносит реальные действия, свой небольшой приобретенный жизненный опыт. В игре происходит общее развитие ребёнка как личности.
В игре дети обучаются, учатся взаимодействовать друг с другом, не замечая этого. Именно в таких играх у детей развивается воображение, именно в них у детей воспитываются нравственные качества – уступить, договориться. Не всегда попытки договориться увенчаются успехами, бывает всякое – кричат, плачут, дерутся, но мы учимся быть культурными и высоконравственными людьми
Для развития воображения я предлагаю детям такую игру: «Покажите какие вы грустные, радостные, а покажите как крадётся лиса и как хитро она смотрит.
Хорошо развивается воображение в играх – драматизациях – это игры по мотивам знакомых сказок. Не раз наблюдала как дети используя героев какой-либо сказки (маленькие игрушки) развивали игру.
Как выразительно они передают речь героев – как меняют силу и тембр голоса, как разнообразны мимика и жесты детей.
Следующий целевой ориентир –
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. У ребёнка складываются предпосылки к грамотности.
Постоянно в течение всего дня мы разговариваем с детьми, Во всех режимных моментах моем ли мы руки, одеваемся ли мы, кушаем, игра ем - мы учим их общению. Задаём вопросы и учим на них отвечать, рассматриваем игрушки, иллюстрации, книги – вовлекаем детей в разговор об увиденном. Расширяем словарный запас детей – названиями разных предметов и их качеств: одежды, обуви, посуды, мебели, транспорта и другого.
Учим детей говорить правильно, грамотно Учим употреблять предлоги (игра «Где спрятался мишка»)
Работаем над звуковой культурой речи и для этого проводим артикуляционную гимнастику – это гимнастика язычка, которую дети очень любят.
На прогулках мы наблюдаем за природой и учимся описывать её. Например подошли к дереву и узнали кАк оно называется, рассмотрели его листик – какой он? и сравнили с листиком другого дерева
Напомню, что речь тесно связана с моторикой рук и для лучшего развития речи мы с детьми играем в различные пальчиковые игры.
Уделяем внимание театрализованным играм – это игры по знакомым сказкам, на них у детей хорошо развивается не только монологическая речь, но и диалогическая.
Следующий целевой ориентир –
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив; владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Развитие движений происходит в течении всего дня. Большое внимание уделяем прогулкам на свежем воздухе. Утром дети с довольствием делают зарядку, с удовольствием играют в подвижные игры. 3 раза в неделю проводятся образовательные события по физическому воспитанию Дети с довольствием ждут инструктора по физкультуре и выполняют всё что она предлагает.
Развитию моторики способствуют игры такие как «мозаика», «пазлы», конструкторы разные по величине и форме, игры – «шнуровки», настольные игры «Вкладыши». Также развивают моторику пальчиковые игры, о которых я ранее рассказывала.
Следующий целевой ориентир –
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Именно этот ориентир направлен на приучение ребёнка к социальным нормам, к правилам: в игре, в группе, в жизни. Ребёнок должен принять эти правила и выполнять. Именно в этом возрасте мы должны с вами сформировать у детей «надо».
У нас в группе есть свои правила – не драться, не кусаться, не ломать то, что сделал другой.
Правила выполняются ещё не всеми - бывают конфликты, зачастую мы слышим от детей «а я хочу!». Давайте будем вместе помогать детям - формировать в них доброжелательность, вежливость, уметь просить прощение, сочувствовать и жалеть, помогать друг другу. .
Такие качества мы формируем у детей через разные ситуации, игры, сказки – где учим различать добро от зла. Ведь в этом возрасте ребёнок ещё не может до конца разграничить добро от зла и поэтому мы с вами должны помочь им в этом.
Выполнение этих норм и правил влечет за собой безопасное поведение в группе, дома и на улице.
И последний, ориентир –
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается сам придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики и т. п.
Ребёнок учится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Наши дети очень любознательны. Мы с детьми постоянно наблюдаем за различными природными явлениями,как я уже говорила. Многие дети задают вопросы, некоторые даже пытаются сами найти на них ответы, найти объяснения чему-либо.
Дети сравнивали листья и плоды разных деревьев, многие запомнили их названия. Наблюдали за птицами.
Всё лето дети экспериментировали с песком (сухой – сыпется, мокрый -лепится).
Мы знакомим детей с разными жанрами художественной литературы – стихами, потешками, сказками и рассказами.
У детей уже сформировались представления о количестве предметов – один, много. Мы научимся сравнивать группы предметов по количеству, понимать вопрос «чего больше, чего меньше». В этом году мы освоим счет до 3х и познакомимся с цифрами 1,2,3. Мы учимся сравнивать предметы по величине.
Многие дети уже различают и называют геометрические фигуры.
Мы будем осваивать пространственные понятия.
Наконец мы формируем у детей представления о названиях частей суток.
В этом возрасте ребенок уже может выстроить элементарные причинно-следственные связи – холодно, потому что осень; мокрые дорожки потому, что дождь прошел.
Очень нравится детям изобразительная деятельность – аппликации, лепка и рисование. Одна тема проходит у нас через все эти виды деятельности.
Итак, дорогие родители, наш поезд совершил остановку и я предлагаю Вам выйти на чудесную цветочную поляну, которую приготовили для вас мы с детьми. Найдёте на поляне свой самый любимый цветочек и возьмёте его в руки и встаньте пожалуйста в круг. Я предлагаю вам такую игру – на первую букву имени вашего ребенка придумайте слово – прилагательное, характеризующее ребёнка.
Уважаемые родители, в заключении своего выступления хочется сказать вам – проявляйте как можно больше интереса к занятиям ребенка в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте его рисунки. Только при доброжелательном и терпеливом участии взрослого у ребёнка разовьются все те качества, о которых мы сегодня говорили.