Надежда Амасева
Конспект занятия «Путешествие в мир рабочих профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей» города Чебоксары
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(подготовительная к школе группа)
на тему «Путешествие в мир рабочих профессий»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Амасева Надежда Владимировна
Чебоксары, 2016
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мир рабочих профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Образовательные задачи:
1) познакомить детей с трудом взрослых на заводах;
2) уточнить представления детей о профессиях гончара и стеклодува;
3) формировать представления о профессиях шахтера, доменщика, сталевара, прокатчика;
4) расширять представление о многообразии профессий и их взаимосвязи;
5) развивать умение ориентироваться в мире профессий;
6) обогащать словарь словами: гончар, стеклодув, шахтер, доменщик, сталевар, сталь, прокатчик.
Развивающие задачи:
1) содействовать формированию учебно-информационных навыков;
2) развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
1) воспитывать уважительное отношение к рабочим профессиям;
2) помогать осознавать ценность совместной деятельности;
3) воспитывать коммуникативную культуру.
Предварительная работа :
составление коллекции предметов из разных материалов (из глины, стекла, металла, чугуна); чтение и разучивание стихотворений о профессиях; отгадывание загадок; разучивание пословиц и поговорок о труде; дидактические и сюжетно-ролевые игры о профессиях; беседа о том, где работают родители детей; сбор наглядного материала о профессиях, экскурсия в библиотеку им. В. Чаплиной по теме «Профессии», чтение сказки Е. Пермяка «Сказка о стране Терра-Ферро».
Материалы, оборудование:
Подборка слайдов с изображением профессий, аудиоаппаратура, слайды, макеты заводов (керамический завод, стекольный завод, металлургический завод, песня В. Шаинского, звук – шум завода, посуды из глины, стекла, металла и чугуна; образцы природных материалов (песок, глина, железная руда).
Последовательность образовательной деятельности
Дети заходят в музыкальный зал под музыку В. Шаинского «Ужасно интересно».
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, поздороваемся с ними:
Скажем здравствуйте руками,
Скажем здравствуйте глазами,
Скажем здравствуйте мы всем,
Сразу станет веселей.
Включается фонограмма со звуком завода.
Воспитатель: Слышите шум? Как вы думаете, откуда этот шум? Отгадайте загадку и узнаете, откуда он:
Трудится в нем
День за днем
Рабочий народ.
Что это за место?
Конечно, … (завод).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Шевченко «Что такое завод?» :
Завод – это стены,
Цеха и станки.
Но все в нем мертво
Без рабочей руки.
Слайд с надписью: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ»
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю на экскурсию по заводам, где мы вспомним рабочие профессии и познакомимся с новыми. Какой завод ждет нас первым?
Слайд с надписью: «КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где написано «Керамический завод».
Дети читают: Керамический завод.
Воспитатель:
На завод попасть хотите?
Тогда пропуск предъявите!
А пропуском на завод будут пословицы и поговорки о труде. Кто их знает?
Дети называют 2-3 пословицы и поговорки о труде.
Воспитатель: Как вы думаете, что производят на керамическом заводе? (ответы детей).
Воспитатель открывает коробку, под которой находятся предметы из глины: горшок для цветов, ваза, кувшин.
Воспитатель: Посмотрите, какая продукция выпускается на этом заводе! Из чего сделаны эти предметы? Из какого природного материала?
Дети: Из глины. (Демонстрация)
Воспитатель: Да, эта посуда сделана из глины. Кто делает эту посуду? Люди какой профессии? (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Верно, мастер, который работает с глиной, называется гончар. Посмотрите на экран!
Дети смотрят на слайд, где изображен гончар.
Воспитатель: Гончары создают разные предметы, которыми мы пользуемся в быту.
Теперь я предлагаю поиграть.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрем,
до тепла их разотрем.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
Выставляется слайд с процессом работы над глиной.
Воспитатель читает стихотворение:
Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.
Воспитатель: Вот и вспомнили мы про профессию гончара. Важная эта профессия? (Да). Чем? (Ответы детей)
Воспитатель: Кроме керамического завода в нашей стране есть и другие предприятия. Теперь мы отправимся на другой завод.
Слайд с надписью: «СТЕКОЛЬНЫЙ ЗАВОД»
Воспитатель: Как называется этот завод?
Дети читают: Стекольный завод.
Воспитатель:
На завод попасть хотите?
Тогда пропуск предъявите!
А пропуском будет отгадывание загадки:
Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Желтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Что это?
Дети: Песок. (Демонстрация)
Воспитатель: Вспомните, что делают из чистого песка?
Дети: Стекло.
Воспитатель: Какие предметы выпускают на стекольном заводе? (ответы детей).
Воспитатель открывает коробку, под которой находятся предметы из стекла: салфетница, стакан, сахарница.
Воспитатель: Что за предметы лежат на столе?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Кто помнит и/или расскажет, как делают стеклянные предметы?
Дети рассказывают.
Воспитатель обобщает:
Если песок сильно нагреть до очень высокой температуры, он расплавится, станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить.
Показ слайда со стеклянными предметами.
Воспитатель: Из жидкого стекла делают разные предметы. Например, посуду, сувениры, новогодние игрушки и много других вещей.
Показ слайда других стеклянных предметов.
Воспитатель: Из жидкого стекла выдувают разные формы, как из мыльного пузыря. Люди каких профессий это делают?
Дети: Стеклодувы.
Показ слайда с изображением стеклодува.
Воспитатель: Предлагаю посмотреть на экран! Давайте вспомним, как стеклодувы опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму.
Показ слайда с изображением труда стеклодува.
Воспитатель: Жидкое стекло можно резать специальными ножницами и вырезать разные украшения.
Воспитатель: Вот и вспомнили мы про профессию стеклодува. Важная эта профессия? (Да). Чем? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас поиграем в превращения.
Встанем в круг и крутимся как глина на гончарном круге
(дети крутятся вокруг себя)
Представьте, как из глины получается кувшин
(дети берутся за руки и выгибают голову и спины – получается кувшин)
Теперь поднимаем руки вверх, и двигаем ладошками, как будто чистый песок сыпется в карьере.
Опускаем руки, превращаемся в стеклянный стакан
(дети плотно друг к дружке встают и стоят прямо)
Воспитатель: Молодцы! Продолжим нашу экскурсию по заводам. Как называется этот завод?
Слайд с надписью: «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
Дети читают: Металлургический завод.
Воспитатель:
На завод попасть хотите?
Тогда пропуск предъявите!
А пропуском будут загадки.
Ее на плитку ставят,
На ней картошку жарят,
На ней блины пекут.
А как ее зовут? (сковорода)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук, да стук. (гвоздь)
На плите стоит домишко,
Вместо крыши – просто крышка.
Открываем без труда,
А внутри него – еда! (кастрюля)
Воспитатель открывает коробку, под которой находятся предметы из чугуна, стали и металла: чугунная кастрюля, кусок стали, металлические кружка и ложка и пр.
Воспитатель: Ребята, перечислите предметы, которые вы видите на столе.
Дети перечисляют.
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из металла. Садимся на стулья. Воспитатель: Я вам расскажу, как делают эти предметы, что нужно сделать сначала, что потом.
Показ слайда о добыче камня.
Воспитатель: Сначала нужно найти и добыть из-под земли камень, в котором содержится много железа, — железную руду. (Демонстрация)
Показ слайда (труд шахтера)
Воспитатель:
Он отбойным молотком,
Как огромным долотом,
Камень крошит под землей.
Отвечайте, кто такой?
Дети: Шахтер (индивидуальные повторы)
Воспитатель: Верно, железную руду добывают шахтеры.
Показ слайда о труде доменщика (печь доменная)
Воспитатель: Затем железную руду расплавляют в больших жарких печах – домнах. Это делают рабочие - доменщики. Как называются печи? Как называется профессия? (Ответы детей)
Воспитатель: Повторим: доменщик.
Дети повторяют хором, затем – индивидуально.
Воспитатель: Жидкий тяжелый металл разливают в нужные формы. Когда этот металл, который называется «чугун», застынет, из него получатся разные изделия. Как вы думаете, что делают из чугуна? (ответы детей)
Показ слайда с предметами из чугуна.
Воспитатель: Давайте посмотрим, на изделия, которые делают из чугуна.
Показ слайда с работой сталевара.
Воспитатель: Большую часть чугуна отправляют к сталеварам.
Воспитатель: Повторяем: сталевар.
Хоровые и индивидуальные повторы детей
Из каких двух слов состоит слово «сталевар»? (ответы детей, Сталь – варить) Так значит, что делает сталевар? (ответы детей, Сталевар варит сталь, 2-3 ответа) Как вы думаете, почему сталевар одет в специальную одежду: плащ, рукавицы, каску? Для чего на лице защитная маска? (ответы детей)
Показ слайда с работой прокатчика.
Воспитатель: Сталевары нагревают чугун в печах и разливают готовую сталь в слитки.
Показ слайда о прокатке стали
Воспитатель: Из таких слитков затем раскатывают как тесто стальной лист. Рабочих, которые это делают, называют «прокатчики».
Повторим: прокатчик (хором и индивидуально)
Воспитатель: Как вы думаете, что делают из стального листа? (ответы детей)
Показ слайда с предметами из стали.
Воспитатель: Давайте посмотрим на изделия из стали. Ребята, а еще из стального листа делают кузова для автомобилей, лезвия для ножей, стальные двери, заборы и много других полезных вещей.
Воспитатель: Итак, с какими профессиями вы познакомились на металлургическом заводе? (ответы детей) Важные эти профессии? (Да). Чем? (ответы детей)
Слайд с надписью: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ»
Воспитатель: Мы закончили экскурсию по заводам.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру.
Проводится игра «Изобрази человека любой профессии»
Воспитатель: Встаем в круг.
Выбирается водящий по считалке:
Завод – это ты,
Завод – это я.
И он не живет
Без меня, без тебя.
Водящий становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят слова:
По заводам мы гуляли,
О профессиях узнали
А когда мы подрастем
Тоже на завод пойдем.
Чтоб не просто так мечтать,
Кем ты, Саша (Аня, Ваня) хочешь стать?
Воспитатель: Попробуйте изобразить те профессии, о которых мы сегодня вспомнили и те, о которых узнали.
Водящий изображает действия – дети должны угадать профессию. Если они затрудняются ответить, водящего просят назвать свои действия. Игра проводится 3 раза.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я начну предложение, а вы его закончите.
Проводится игра «Закончи предложение»
Горшки делает … гончар.
Стекло выдувает … стеклодув.
Камень, содержащий железо из-под земли, добывает … шахтер.
Железную руду расплавляет в жарких печах … доменщик.
Чугун нагревает в печах и разливает готовую сталь в слитки … сталевар.
Из слитков раскатывает как тесто стальной лист … прокатчик.
Воспитатель: Наша экскурсия в мир рабочих профессий завершилась. Что вам больше всего понравилось?
А теперь нам пора возвращаться в группу. Попрощаемся с нашими гостями.
Дети прощаются и уходят под минусовку песни «Ужасно интересно».
Список использованной литературы
1. Арушанова А. Г., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 6-7 лет. – М., 2014.
2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.