Елена Ромашина
Игры и пособия по формированию контроля над настроением детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства, это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, веселое и совершенно естественное явление.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Управлять своими переживаниями он еще не может. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.
Публикация «Игры и пособия по формированию контроля над настроением детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.
Настроение – это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым, как прекрасные лучи солнышка. У злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
С удивительным миром настроения, ребенок учится более точно понимать эмоциональное состояние человека, его настроение. С помощью пиктограмм с изображением различных оттенков настроений, малыш овладевает социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний, это помогает ему быть понятным для окружающих и для самого себя. Эффективность такого обучения особенно заметна на примере замкнутых, застенчивых, мало эмоциональных детей. Они становятся все более естественными в своем поведении, эмоционально свободными, общительными. В этом им помогают развивающие игры по теме “Домик настроения”. Домик настроения мы изготовили сами. Подобрали серию игр, занятий и наглядный и практический материал для игр с детьми.
Так же мы предлагаем использовать игру «Светофор настроения».
Светофор сделан своими руками из плотного картона, обклеен цветной пленкой. Цветные прищепки не похожи одна на другую. На прищепках приклеены разноцветные цветочки с фотографией детей.
Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу.
Красный круг - плохое настроение, грусть, печаль.
Желтый круг - спокойное настроение, без эмоций.
Зелёный круг - хорошее настроение, весёлое, радостное.
На протяжении дня настроение может меняться. Ребёнок прикрепляет прищепку на другой круг светофора, объясняет почему, что произошло, рассказывает о причинах изменения своего настроения.
Предлагаем серию развивающих игр и упражнений по теме «Моё настроение»
Мимическая игра «Передавалки»
Задача:
• способствовать открытому проявлению эмоций.
• тренинг выразительной мимики.
– Ребята, давайте поиграем в игру «Передавалки». Будем передавать друг другу разное настроение. Я передаю своему соседу справа – улыбку, ты передаешь улыбку следующему.
• Передай улыбку соседу (по кругу).
• Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).
• Передай «испуг».
• Передай «страшилку».
• Передай «смешилку».
Упражнение «Причины плохого настроения».
Задача: помочь детям осознать причины ухудшения настроения.
– Ребята, также как погода в природе, наше настроение может меняться. От чего же портится наше настроение? Посмотрите перед вами картинки. Каждый возьмет одну из картинок и попробует рассказать от чего может испортиться настроение.
( Предлагаются картинки с изображением: обиды, плохая погода, ссора, расставание, плохое самочувствие)
Упражнение «Секреты хорошего настроения?»
Задача: учить положительно воздействовать на собственное настроение.
– Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир. Вот послушайте интересное стихотворение (звучит стихотворение М. Щеловановой) :
Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро!
Сегодня скучное утро!
И, кажется, будет дождь…
Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро!
Сегодня весёлое утро!
И тучи уходят прочь!
– Ребята, нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение? А вы знаете, что улучшает наше настроение? Посмотрите перед вами снова картинки. Каждый возьмет одну из картинок и расскажет, что помогает улучшить настроение.
( Предлагаются картинки с изображением: подарка, друзья, улыбка, танец, игрушка, мультфильм, домашнее животное, прогулка, вкусная еда)
Рисование «Украсим дерево» в нетрадиционной технике (рисование ладошками).
Задачи:
• познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью).
• способствовать улучшению эмоционального фона настроения и развитию эмпатии.
– Ребята, посмотрите, у нас в комнате стоит грустное дерево. Как вы думаете, почему оно грустное? Конечно, наступила осень и все листья облетели. Давайте попробуем развеселить дерево. Мы подарим ему новые листочки. Посмотрите на ваши ладошки, они похожи на листья. Сейчас мы опустим ладошки в краску и приложим ее к веткам. Попробуем это сделать сначала сухой ладошкой. Подойдите к дереву (помогаю детям прижать ладошки к листу).
– Какими бывают листья осенью? Правильно, разноцветными. На деревьях желтые, красные листья, также есть еще и зеленые. Окунайте ладошку в мисочку с любой краской (желтой, оранжевой, красной) и приложите к веточке.
– Получился замечательный осенний лист. Теперь пальчиком проведите коротенькую линию внизу отпечатка – это будет черешок. Протрите руку салфеткой. Можете поменять цвет краски и нарисовать еще листья.
– Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево у нас получилось. Дерево стало ярким и веселым благодаря вашей помощи.
Игра «Угадай настроение»
Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Описание игры : дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»
Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»
Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.
Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т. д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т. е. что у него изображено на карточке.
Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
Описание игры : упражнения выполняются в парах. Воспитатель задает разнообразные ситуации.
• Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
• Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
• Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
• Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку).
• Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком.
• Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит, разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие).
Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.
Игровое упражнение «Я и мое настроение»
Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:
Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают…
Я сержусь, если…
Однажды я испугался…
Игра «Дерево дружбы».
В конце занятия все берутся за руки. Один человек – дерево. Он стоит на месте, а игрок с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг него. «Вы чувствуете, как хорошо, как тепло, когда вас нежно, ласково обнимают, и как неприятно, когда толкают, обижают.
Давайте дружбу бережно хранить, давайте будем добрыми, и пусть с нами живет рядом Добро, а Зло мы не пустим к себе».
Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, в группах можно оборудовать уголки уединения - психологической разгрузки детей, где ребенок может уединиться с любимой игрушкой или для любимого занятия.
В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Поэтому одна из задач в работе педагога является формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Установить положительные, уважительные взаимоотношения, между детьми в группе помогут целенаправленные игры с применением игрушек – мирилок.
Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей.
«Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора.
После этого дети прикладывают руки на ладошки и вместе проговаривают мирилку.
Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
1. Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
2. Ссориться не будем,
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Дружно будем жить!
3. Хватить нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить как прежде будем!
4. Улыбкой делиться мы будем,
И с дружбой по жизни шагать.
Пожалуйста, больше не будем,
Друг друга мы обижать.
5. Кто ударил мячиком,
На ногу наступил.
Кто сделал все нечаянно -
Прощенья попросил.
С тем я буду играть,
И не буду обижать.
С помощью всех развивающих игр решаются задачи взаимоотношений детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками.