Кадрия Ахметова
«Путешествие с капелькой». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать
Муниципальное учреждение
«управление дошкольного образования»
исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
«Путешествие с капелькой»
подготовила воспитатель МБДОУ №74
Ахметова Кадрия Ансаровна
г. Нижнекамск
2013 год
Путешествие с капелькой
Цели занятия :
Публикация «„Путешествие с капелькой“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Создать целостность представления о воде, как о природном явлении.
2. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная).
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
4. Дать понятие о значимости воды к жизни человека, в природе.
5. Познакомить с тем, как вода приходит к нам в дом.
6. Обогащать и активизировать словарь.
7. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.
Оснащение:
1. Картинки с изображением воды.
2. Глобус.
3. Три прозрачных стаканов с водой, молоком, соком.
4. На каждого ребёнка стаканы с водой, где разведены соль, сахар, лимонная кислота.
5. Прозрачные сосуды различной формы.
6. Карта – схема поступления воды в каждый дом.
7. Игры «Что может делать вода?»,
«Скачем наоборот»,
«Какой сок?»,
«Хорошо – Плохо «.
Звучит аудиозапись журчания ручейка.
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети: Это звуки воды.
Воспитатель: Действительно, это журчит ручей. И сегодня речь пойдёт о воде. Путешествовать в Царство Воды с нами будет Капелька.
(Воспитатель показывает нарисованную каплю воды.)
Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
Воспитатель: Теперь снова послушайте слова
-водопад
-водоросли
-водолаз
И подумайте, что общего у этих слов?
Дети: Общая часть «вод «.
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода? А где она находится?
Дети: В умывальной комнате, вода вытекает из крана.
Воспитатель: А почему вода вытекает?
Дети: Она жидкая, она течёт.
Воспитатель: А какого цвета вода?
Дети: Прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: А есть ли запах у воды?
Дети: Она без запаха.
Вывеска «Берегите воду»
Воду нужно беречь, она нам очень нужна.
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Вода это хорошо или плохо?
Дети: Хорошо – её можно пить, на воде мы готовим еду, в воде мы стираем бельё, в воде мы моемся, купаемся. По воде мы плаваем на теплоходе. По воде мы перевозим грузы и т. д.
Дети: Плохо – в воде мы можем утонуть. Когда много дождей, может погибнуть урожай. На море большой шторм может потопить корабли.
Воспитатель: Ребята, я сейчас заполню водой прозрачные сосуды разной формы. Видите, вода не имеет своей формы – она приобретает форму сосуда.
Физ. – минутка: Рады все воде на свете
И животные и дети.
И деревья и цветы.
Бабочки и мотыльки.
Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Так ли это? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых нарисованы места, где путешествовала наша Капелька. Назовите их.
Дети: Путь, озеро, река, море, океан.
Воспитатель: Значит, капелька – это маленькая частичка воды. Кому же нужна вода?
Дети: Вода нужна растениям, животным и людям.
Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода – это основа жизни.
Воспитатель: Ребята, а это, что за предмет? Правильно, это глобус.
Это модель Земного шара, наша планета земля. А каким цветом изображена вода, каким – суша, и чего больше?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода?
Дети: Бежать, течь, капать, литься, бушевать и т. д.
Воспитатель: Дети, посмотрите на стенд, на котором находятся отгадки.
Вы должны ответить на мои вопросы и показать то, что я загадала.
1. Как называются растения, которые растут на дне рек, морей, океанов?
Дети: Водоросли.
2. Как называется поток воды, который падает с огромной высоты?
Дети: Водопад.
3. Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоёмов и изучает его?
Дети: Водолаз.
Воспитатель показывает детям сначала стакан с водой и опускает в него ложку (ложка видна, затем стакан с молоком, в который тоже опускает ложку (ложка не видна) и ещё один стакан с соком (ложка тоже не видна).
Каждому ребё нку раздают стаканчики с водой: кому – то просто, кому – то солёный и кому – то кислой.
Воспитатель: Пускай каждый из вас кончиком языка попробует воду, которая у него в стаканчике. У кого сладка вода? Почему?
Дети: В ней развели сахар.
Воспитатель: У кого солёная? Почему?
Дети: В ней развели соль.
Воспитатель: У кого кислая? Почему?
Дети: В ней развели лимонный сок.
Воспитатель: У кого простая вода?
Дети: В ней ничего не развели, она не имеет вкуса, она простая.
Воспитатель: Дети, давайте мы с вами поиграем.
(Все встают в кружок и играют в игру с мячом «Скажи наоборот».)
Воспитатель: (бросает мяч ребёнок). – Из одного крана течёт горячая вода, а из другого …
Ребёнок (бросает мяч обратно) Холодная.
Воспитатель: Река глубока, а ручеёк …
Дети: Мелкий.
Воспитатель: Река может бежать быстро, а может и …
Дети: Медленно.
Воспитатель: В океане волны большие, а в реке …
Ребё нок: Маленькие.
Воспитатель: В ручейке вода бежит, а в пруду …
Ребё нок: Стоит.
Воспитатель: Из чайника мы пьём чистую воду, а в луже вода …
Ребё нок: Грязная.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите карту – схему, на которой показан путь воды из реки к нам в дом. Прежде чем вода попадает к нам в кран, она проходит большой путь. Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. Итак в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. И по трубам в каждый дом, в каждый кран. Итак, к воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Воспитатель предлагает вспомнить, что нового узнали о воде.
Воспитатель угощает детей соком.
Список использованной литературы
1. Гризик Т. И. «Познавательное развитие детей 4-5 лет», Москва: «Просвещение», 2010г.
2. Кучерова Л. В., Тащева С. Л. «Играя, учимся», Саратов: ТОО «Водолей», 1997г.
3. Павлова М «Основы здорового образа жизни», Саратов: Научный центр-2003г.
4. Тугушева Т. П. ,Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт-Петербург:«Детство- Пресс», 2008г.