Бровикова Ирина
Конспект итогового занятия по рисованию в подготовительной группе «Путешествие по городам мастеров. Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по рисованию в подготовительной группе
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Сказка»
Конспект итогового занятия по рисованию в подготовительной группе.
Тема «Путешествие по городам мастеров»
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Бровикова Ирина Викторовна
Публикация «Конспект итогового занятия по рисованию в подготовительной группе „Путешествие по городам мастеров, Народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
с. Дивное, 2023 г
Тема: путешествие по городам мастеров
Цель:воспитывать чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров через интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа,.
Задачи
Образовательные:
- закреплять знания детей о видах народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, с их характерными особенностями.
-инициировать декоративное оформление вылепленных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих игрушки.
Развивающие:
- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
- побуждать интерес к народному промыслу.
-обобщать знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской, дымковской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)
- совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
- формировать эмоциональную отзывчивость, при восприятии изделий народных мастеров.
-воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
Словарная работа:
народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, элементы росписи
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, Городца, глиняные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тем
ХОД:
Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят : «Мастер на все руки».
Воспитатель: Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем?
Дети: человека, который очень хорошо выполняет свою работу.
Воспитатель: какие пословицы и поговорки о труде вы знаете.
Дети: Без терпенья нет уменья.
Без труда жить - только небо коптить.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Глаза боятся, руки делают.
Дело мастера боится.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Воспитатель: как вы понимаете такую пословицу: «Славится птица перьем, а человек уменьем»?
Дети: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер
Воспитатель: Послушайте сказку о, том как появились мастера : Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
1. Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в путешествиепо городам русских мастеров.
(на экране карта России)
Воспитатель: Отправимся мы в путешествие на волшебной карусели.
Игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Воспитатель: вот мы и прибыли. Что бы узнать какой вид прикладного искусства здесь процветает нам надо выполнить задание. (слайд карта с городом)
1 задание. Собрать из пазлов изделия.
Воспитатель: ребята, какой росписью раскрашены изделия.
Дети: хохлома (слайд)
Воспитатель: Что чаще всего расписывают хохломской росписью?
Дети: посуду.
Воспитатель: А из какого материала сделана эта посуда?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Почему хохлому называют Золотая хохлома?
Дети:основной фон росписи – золотой,
Воспитатель: назовите элементы хохломской росписи.
Дети: разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы
Воспитатель: Ребята, а какие главные цвета Хохломы вы можете назвать?
Дети: Главные цвета- красный и чёрный, также присутствуют желтый (золотой) и зеленый цвета.
Воспитатель: пора отправляться дальше. садимся в наши карусели и поехали
Вторая остановка «Гжель» (слайд карта с городом)
Воспитатель: Мы приехали в старинный русский город. А для того чтобы узнать чем здесь занимаются, посмотрите на слайды и назовите вид росписи. (иллюстрации гжель)
Дети: гжель!
Воспитатель: почему эти изделия называют гжельскими?
Дети: потому что они из деревни Гжель.
Воспитатель: Что обычно расписывают этой росписью?
Дети: гжелью обычно расписывают посуду или фарфоровые фигурки
Воспитатель: Чем же эта роспись отличается от других росписей, как вы её узнали?
Дети: всего три цвета: белый,голубой, синий!
Воспитатель: я вам предлагаю помочь мастерам росписи гжель.
задание 2 (смешать краски)
Воспитатель: посмотрите у нас на столе много красок, но для росписи нужно всего 3 цвета. Посмотрите и скажите, какого цвета не хватает.
Дети: голубой.
Воспитатель: как нам его получить?
Дети: смешать белую и голубую краску
Воспитатель: присаживайтесь и приступайте к работе.
) А пока вы работаете я расскажу вамсказку о голубой розе. (слайды с росписью)
«Сказка о гжельской розе».
Представьте себе, что в далёкой-далёкой стране, где царило вечное лето, в саду у одного купца росло много розовых кустов. И розы на них цвели самые разные – и красные, и розовые, и белые. Эти розы посадила жена купца, ухаживала за ними, поливала их, спасала от сорняков, и розы от этого цвели ещё пышнее, пахли ещё душистее.
Вот однажды купец собирался уезжать в далёкие края за разными товарами. Он решил съездить в Россию, потому что прослышал, что в самом сердце России, недалеко от Москвы, в селе Гжель делают очень красивую посуду. Вот за ней-то и отправился купец.
Когда жена провожала его в дорогу, она подарила ему розу и сказала: «Эта роза никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя». Так и путешествовала роза вместе с купцом.
Приехал купец в Россию, а тут наступила зима. Стало холодно, но роза не завяла. Ведь жена обещала купцу, что роза не завянет. Только она от мороза посинела, замёрзла вся. Увидели эту розу гжельские мастера и удивились, что цветок такой необычный. И сразу же захотели его нарисовать на своих изделиях. А потом купец эту посуду с нарисованными розами увёз и подарил жене.
(просмотр результатов)
Воспитатель: пора отправляться дальше, а мастера продолжат свою работу садимся в наши карусели и поехали
Воспитатель: Мы приехали в старинный русский город. А для того чтобы узнать чем здесь занимаются надо отгадать загадку. (слайд карта с городом)
На дощечке коль девица
Иль удалый молодец,
Чудо–конь и чудо-птица
Это значит…
Дети: это городецкая роспись!
Воспитатель: почему она называется городецкой?
Дети: потому что она из города Городец
Воспитатель: что расписывали городецкой росписью?
Дети: изделия домашнего обихода, предметы быта
Воспитатель: как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера?
Дети: часто используется образ коня и птицы
задание 3 (украсить доску узорами)
Воспитатель: ребята перед вами различные элементы росписи. Вы должны выбрать только элементы городецкойросписи и украсить ими деревянные изделия. (просмотр результатов и сравнение со слайдами (слайд Городец)
Воспитатель: пора отправляться дальше, садимся в наши карусели и поехали. (слайд карта с селом)
Воспитатель: послушайте стихотворение:
Мы игрушки знатные, Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
Воспитатель: о каком промысле идет речь в этом стихотворении
Дети: дымковская игрушка
Воспитатель: почему она так называется?
Дети: потому, что она из села Дымково.
Воспитатель: что изображают эти игрушки?
Дети: дымковские игрушки изображают людей и животных
Воспитатель: из чего сделаны эти игрушки?
Дети: эти игрушки сделаны из глины, затем их обжигают в печи
Воспитатель: какие элементы использовали умельцы в этой росписи?
Дети: волнистые линии, геометрические фигуры, горошины.
Воспитатель: что означают эти узоры? (слайд с элементами узоров)
Дети: синя волнистая линия– это вода, прямая- дорога, перекрещенные полоски –колодец. круг –это солнце или хлеб, точки –звезды,
Воспитатель: давайте посмотрим, есть ли у нас дымковские игрушки на нашем столике.
Воспитатель: что не так с игрушками?
Дети: они не раскрашены.
Воспитатель: Что же нам надо сделать, чтобы они превратились в яркие, нарядные игрушки?
Дети: раскрасить
Воспитатель: Приглашаю вас в нашу мастерскую (картинки с дымкой)
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить свои игрушки ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.
Дети: Кончиком кисточки. А узоры на кругах только после их высыхания.
Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно. Кисть нужно держать тремя пальцами, вертикально по отношению к листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения. Вспоминаем приёмы дымковской росписи – волнистые линии, широкие полосы, тонкие полосы, между ними круги, точки.
Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!
Воспитатель: пора возвращаться в детский сад. Садимся в карусели и возвращаемся в детский сад. (слайд с детским садом)
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?
Дети: в городах мастеров.
Воспитатель: А что мы с вами делали в городе мастеров?
Дети: складывали пазлы, смешивали краски и тд.
Воспитатель: что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Дети: ответы детей.