Надежда Дубовик
Занятие для дошкольников среднего возраста с ОВЗ (ОНР) по формированию количественных представлений «Путешествие на остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32
Номинация: «Методические разработки»
Конспект занятия
для детей среднего дошкольного возраста
с ОВЗ (ОНР) по формированию количественных представлений
«Путешествие на остров»
Разработала: Дубовик Надежда Ивановна,
воспитатель
г. Новочеркасск
2023 г.
Пояснительная записка
Публикация «Занятие для дошкольников среднего возраста с ОВЗ (ОНР) по формированию количественных представлений „Путешествие на остров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Одной из важных задач ФГОС дошкольного образования является: «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого реб нка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Инклюзивное образование в дошкольной организации направлено на обеспечение коррекции нарушений, развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы дошкольного образования, их разностороннее развитие с уч том возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Инклюзивное образование является наиболее удачной формой приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья в доступную игровую деятельность для повышения познавательной активности и развития познавательных способностей.
На занятиях по ФЭМП дети через игровые приемы знакомятся с порядковым счетом, учатся определять порядковое место предмета в зависимости от направления счета и другими математическими представлениями.
Цель: Создать условия для формирования познавательных (математических) компетенций детей посредством игры-путешествия.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование навыков количественного, порядкового и обратного счёта в пределах пяти с участием слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?».
Совершенствование умения узнавать и различать геометрические фигуры (квадрат, треугольник).
Закрепление основных цветов.
Совершенствование умения соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов.
Формирование умения решать занимательные задачки с помощью наглядного материала.
Коррекционно - развивающие задачи:
Развитие мыслительных операций и речевой деятельности, воображения, внимания, зрительного восприятия и памяти, мелкой моторики и координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества, чувство сопереживания, стремление оказывать помощь другим.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое.
Форма деятельности : совместная деятельность педагога с детьми.
Предварительная работа : Презентация «Животные жарких стран», сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», индивидуальные и подгрупповые занятия с использованием дидактических игр математического содержания.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, экран, презентация «В поисках сокровищ», загадки, мягкие модули, математические пеналы с геометрическими фигурами, 8 мешочков с цифрами, грецкие орехи, дидактическая игра «Черепашки», песок, цифры, карта сокровищ (разрезная), сундук с сокровищами, кувшин.
Ход игрового занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем мы можем отправиться?
Ответы детей.
Воспитатель: - Предложений много, давайте мы определим вид транспорта, который зашифрован вот на этом листе бумаги. (Лист бумаги с нанесенными на нем точками). Нам надо соединить точки и посмотреть, что получилось.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: - Что у нас получилось?
Ответы детей: ракета.
Дети садятся в ракету. (Оборудование мягкие модули.)
Воспитатель: - А, чтобы нам полететь, надо сосчитать от 5 до 1.
(Дети считают 5 4 3 2 1) Полетели.
Звучит музыка, горит светящийся шар.
Воспитатель: -Ах! Какая красота, не страшна нам высота,
Пролетаем над лесами, над высокими горами,
Над полями, над морями,
Приземлимся где-то с вами.
- Ребята, смотрите, куда это мы с вами попали?
Слайд 1. Остров. Возле пальмы кувшин.
Воспитатель: - Мы с вами оказались на острове. Посмотрите, как здесь красиво: море, песок, пальмы, дельфины. Ой, а это что?
Ответы детей: Кувшин.
(Воспитатель достает кувшин)
-Мне кажется надо его потереть ладошками. Может мы что-нибудь и узнаем.
Дети трут кувшин.
Слайд 2. «Появляется джин» (на экране)
Джин: Я джин. Я живу в этом кувшине. На этом острове я спрятал сокровища. Если вы правильно выполните все задания и соберете карту, то найдете их.
Воспитатель: - Ну, что ребята, будем искать сокровища, которые спрятал джин?
Ответы детей : да.
- Итак, первая загадка:
Непоседы целый день
Скачут и резвятся.
Прыгать, бегать им не лень,
На ветвях качаться.
Громко, весело кричат,
Любят есть бананы,
На лианах в ряд висят.
Это…
Ответы детей: (Обезьяны.)
Слайд 3. «Обезьяны»
Воспитатель: - Сколько обезьян находится на острове?
-А, что любят есть обезьяны?
Ответы детей: (Бананы)
Ребята, давайте сосчитаем сколько на острове обезьян и бананов.
Дети считают: 5 обезьян.
(Воспитатель предлагает детям сесть за стол)
Перед детьми лежат математические пеналы с фигурами.
Воспитатель: - Ребята, положите перед собой столько кругов, сколько обезьян. Пересчитаем. А теперь угостим их бананами. Каждой дадим по одному. Давайте вместе сосчитаем.
Дети считают: 4 банана.
Воспитатель: - Положите перед собой столько треугольников, сколько бананов. Чего больше обезьян или бананов?
Ответы детей: (обезьян)
-А на сколько обезьян больше, чем бананов?
Ответы: (на 1)
- Что надо сделать чтобы обезьян и бананов стало поровну, одинаково?
Ответы детей: (добавить 1)
Дети выполняют задание. Пересчитывают.
Слайд 4. Джин отдает детям кусок карты (воспитатель достает из-за экрана).
Воспитатель: - Ребята, обезьяны, как и вы, любят рисовать, но у них приключилась беда: все карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем им, сделаем их карандаши цветными?
Ответы детей.
- Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Слушайте внимательно.
• Закрасьте первый карандаш желтым цветом,
• Четвертый – синим,
• Второй – зеленым,
• Пятый – красным,
• Третий – черным.
(Дети закрашивают карандаши.)
Воспитатель: - Молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш?
Какого цвета карандаш на пятом песте?
На котором по счету месте желтый карандаш?
Дети отвечают на вопросы и получают кусок карты.
Слайд 5. Джин отдает детям кусок карты (воспитатель достает из-за экрана).
Воспитатель: - Отправляемся дальше. Следующая загадка:
В жарких странах он живет,
Гордо по пескам идет,
На спине горбы имеет,
Ест колючки – не худеет.
Он других не просит блюд,
Потому, что он…
Ответы детей: (Верблюд)
Дидактическое пособие «Мешочки с цифрами»
- Ребята, верблюды помогают людям перевозить разные грузы. Нам надо наполнить мешки орехами. А как, нам понять сколько нужно положить орехов? Ведь мешки все одинаковые. Что нам поможет?
Ответы детей: (Цифры)
Дети берут мешочек с цифрой.
Воспитатель:- Нам надо положить столько орехов, сколько показывает цифра.
Дети собирают по очереди орехи, считают.
Воспитатель: - Давайте поставим мешочки друг за другом. Сосчитаем их. Сколько всего мешочков? (по количеству детей)
Дети получают кусок карты.
Воспитатель: - Следующая загадка:
Очень медленно ползет,
Долго, говорят, живет.
Голову втянув от страха,
Скрылась в панцирь….
Ответы детей: (Черепаха)
Слайд 6. «Черепаха»
Воспитатель: - Ребята, а как передвигается черепаха?
Ответы детей: (ползает)
Дидактическая игра «Черепашка»
Воспитатель: -У каждого из вас своя черепаха. Она должна правильно проползти и взять нужную цифру.
Задание на интерактивной доске.
Каждому ребенку дается своя инструкция: Черепаха ползет вниз, налево, вверх….
Дети выполняют задание, берут свою цифру.
Воспитатель: -Черепаха ползает по песку. Мы возьмем с вами песок и напишем цифру, которую увидела ваша черепаха.
У каждого ребенка тарелочка с песком. Дети пишут цифру на песке.
Дети получают кусок карты.
Воспитатель: - Ребята, мы выполнили все задания, нашли все куски карты. Теперь нам надо ее собрать.
Дети вместе собирают карту из 4 частей.
Воспитатель: - Ребята, где же джин спрятал сокровища?
Слайд 7. Изображение острова.
Дети находят сокровища. (за пальмой)
(Воспитатель достает из-за экрана коробку, в которой находятся сюрпризы для детей).
Воспитатель - Ребята, вам понравилось путешествие? Где мы с вами оказались? Кто спрятал на острове сокровища? Каких животных жарких стран вы встретили на своем пути? (дети отвечают на вопросы, подводится итог). Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в нашу ракету, взлетаем (54321).
Литература:
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (нарушение речи).
Рабочая программа для средне группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до5). Нищева Н. В., С. -Пб. «Детство Пресс», 2019 г.
Интернет ресурс.