Логинова Светлана
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие на лужайку к насекомым»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 13»
города Магадана
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
«Путешествие на лужайку к насекомым»
Подготовила:
Логинова С. Г.
учитель-логопед
Магадан, 2018 год
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о насекомых их значении в природе.
Образовательные задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- уточнить и расширить словарь по теме «Насекомые»
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать диалогическое общение: умение слушать, интонационно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.
- закреплять умения детей в согласовании числительного с существительным
Развивающие задачи :
- развивать диалогическую речь детей;
- развивать психические познавательные процессы: память, мышление, внимание;
- формировать речевой слух, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к насекомым;
- формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и инициативности, стремление детей действовать согласованно в коллективной работе.
Словарная работа: Насекомое, брюшко, крыло, головка, усы; ползать, летать, порхать, кружиться; полезный, вредный.
Оборудование: Наборное полотно, мольберт, коврограф, маски-шапочки «насекомые» : бабочка, жук, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза, муха, комар, таракан, колобок; цветы (полянка, предметные картинки с изображением насекомых (жук, бабочка, пчела, муравей, муха, кузнечик, стрекоза).
Демонстрационный материал: Схема рассказа о насекомом.
Предварительная работа: Рассматривание насекомых, беседа о них. Чтение сказок К. Чуковского «Тараканище», «Муха-Цокотуха», рассказов В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик», К. Ушинского «Пчелки на разведках». Разучивание упражнения «Голубой аэропланчик», пальчиковой гимнастики «Насекомые».
Ход занятия
I. Оргмомент. Сообщение темы.
Сядет тот, кто угадает мою загадку.
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)
Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка.)
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела.)
В лесу у пня целый день беготня: народ рабочий
Весь день хлопочет, город себе строит. (Муравьи.)
Целый день летает, всем надоедает;
Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха.)
Голубой аэропланчик,
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Прыгает пружинка – зеленая спинка.
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик.)
Всех жучков она милей, спинка алая у ней.
А на ней кружочки черненькие точки. (Божья коровка.)
Очень маленький на вид, надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
- А теперь поднимите руки те, кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
- О насекомых.
- Для чего нужны насекомые в природе?
- Они опыляют растения, являются кормом для птиц.
- Какие насекомые являются вредными и почему?
- Мухи – она переносит опасные микробы на своих лапках.
- Комары – они сосут кровь у людей и животных.
- Гусеницы – они поедают молодые листики на кустах и деревьях.
- Жук-короед – портит кору деревьев (откладывает яйца, появившиеся личинки поедают кору дерева).
- Какое насекомое приносит «сладкую» пользу для человека?
- Пчела – она собирает душистый нектар, из которого получается полезный, сладкий мед для человека.
- В какое время года мы можем увидеть насекомых в природе?
- Весной, летом, осенью.
- Почему только летом, осенью и весной?
- Потому, что зимой насекомые спят.
II. Сюрпризный момент (колобок)
Д/и «Найди лишнее насекомое»
Правильно, зимой насекомые спят, а вот весной они просыпаются, выползают из щелей, начинают порхать над лужайками и полянками. И сегодня мы с вами отправимся на весеннюю лужайку, и возьмем собой нашего доброго знакомого Колобка.
Но прежде, чем отправиться в путь, давайте покажем Колобку, как вы умеете группировать предметы по разным признакам, и поиграем в игру «Найди лишнее насекомое».
Выставляю картинки: жук, бабочка, пчела, муравей, муха, кузнечик, стрекоза.
- Напоминаю, мы будем группировать предметы по разным признакам.
Итак, какое насекомое здесь лишнее?
- Муравей.
- Почему?
- У всех есть крылья, а у муравья нет.
- По какому признаку можно выделить другое насекомое?
- Лишняя пчела.
- Почему?
- Она приносит пользу человеку.
- Какую?
- Только пчелы собирают для человека мед.
- Кто еще лишний – по другому признаку?
- Муха.
- Почему?
- Она вредное насекомое.
- Почему?
- Муха переносит микробы на своих лапках
- Бабочка.
- У бабочки большие, разноцветные, расписные, пестрые крылья.
- Кузнечик.
- Кузнечик скачет, прыгает, он не ползает и не летает.
- Молодцы.
III. «Путешествие Колобка» – диалоги с насекомыми
И так, путешествие начинается! Я буду сказочницей, Колобком будет …. Давайте вместе расскажем свою сказку. Все встанем. «Покружились, покружились! В насекомых превратились! (Дети надевают на головы маски-шапочки с изображением насекомых, я – раскладываю на ковре цветы – это полянка.) На лужайке очутились, у цветочков разместились».
«Не сидится нашему Колобку дома! Покатился он как-то в лес погулять, свежим воздухом подышать. И попал он на лесную полянку!
- Колобок, Колобок мы тебя съедим!
- Не ешьте меня, лучше расскажите кто ты?
Здесь рассказы по схеме
- Мы могли бы еще много интересного узнать о насекомых, но скоро нам нужно будет возвращаться домой, а мы еще не поиграли в игру «Веселый счет». Поиграем?
- Да!
- Вставайте в круг.
IV. Д/и «Веселый счет» (игра с мячом)
У меня за печкой живет один – таракан, три таракана, пять тараканов.
На моем окне жужжит одна муха, три мухи, пять мух.
Меня укусил (и) один комар, три комара, пять комаров.
По листику ползет (ут) один жук, три жука, пять жуков.
Молодцы!
V. Составление рассказа-описания о насекомом
А нам пора возвращаться домой! Все мы дружно покружились, снова в деток превратились (дети снимают маски-шапочки, я – собираю цветы).
Обращаюсь к ребенку, который не участвовал в диалоге.
- …., какое насекомое тебе понравилось больше всего.
- !
- Расскажи нам о нем.
Например: это насекомое бабочка, она порхает, летает с цветка на цветок; может быть полезным насекомым – опылять растения, а может быть и вредным – бабочка Капустница откладывает яйца в капусту и личинки вредят овощу»; живет на лужайке, на цветочках; крылышки разноцветные, пестрые; у бабочки есть головка, брюшко, четыре цветных, пестрых крылышка, шесть ножек, а нектар она достает своим язычком-хоботком.
Молодец!
Что понравилось?
VI. Итог занятия
Ну, вот и закончилось наше путешествие на лесную полянку, и наше занятие тоже подошло к концу
Я знаю, что Наташа Г. хочет рассказать стихотворение.
Когда в душистом сосняке
Весной присядешь на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
СПАСИБО
Литература
1. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с. : ил. – (Развивающее обучение).
2. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для воспитателе детского сада – Москва: Просвещение, 1982. – 300 с.