Наталья Горковенко
Конспект ООД «Путь хлеба к нашему столу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть-Вельская средняя общеобразовательная школа №23» структурного подразделения «Детский сад №58 «Сказка»
ООД Познание (восприятие целостности картины мира, коммуникация)
«Путь хлеба к нашему столу»
Горковенко Наталья Валерьевна
Воспитатель
г. Вельск
д. Горка Муравьёвская
ул. Шоссейная д. 5
Публикация «Конспект ООД „Путь хлеба к нашему столу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
г. Вельск 2022г.
ООД Познание (восприятие целостной картины мира, коммуникация)
«Путь хлеба к нашему столу»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
Учить образовывать прилагательные от существительных.
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу.
Материал к ООД:
Набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиопроектор.
Предварительная работа:
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».
Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Чтение художественной литературы: украинская сказка «Колосок».
Загадывание загадок, дидактические игры.
Ход ООД:
Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки «Колосок» (2 слайд). Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.
1. Организационный момент:
Ребята отгадайте загадку. Вырос в поле колоском, на столе лежит куском (ответы детей). Правильно, это хлеб (3 слайд).
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
2. Беседа по ООД:
Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол, мы отправимся в увлекательное путешествие.
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (ответы детей).
Ребенок читает стихотворение:
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода-
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Воспитатель: Правильно! Люди пашут землю. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор (4 слайд). К трактору прикрепляют плуг (5 слайд, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно? (ответы детей-сеялки) (6 слайд).
Воспитатель:
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло? (ответы детей -нужны тепло, свет и влага).
Воспитатель:Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
3. Физкультминутка:
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Прежде чем продолжить путешествие отгадайте загадку, и появится отгадка: «Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят». Что это? (ответы детей - колос) (7 слайд).
Воспитатель: За вспашкой земли, за посевом семян, за его ростом следит агроном (8 слайд).
Воспитатель: Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море (9 слайд).
Воспитатель: Теперь главная задача – сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит, следом вьюга вьется, кружит.
Летчик сверху всюду-всюду сыплет белый порошок.
Порошок – это средство для борьбы с вредными насекомыми (10 слайд).
Воспитатель: Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай (ответы детей).
Ребенок читает стихотворение:
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Воспитатель: Кто работает на комбайне? (ответы детей - комбайнёр). Что же делает комбайн? (11слайд). Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна от колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (12 слайд).
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей).
Ребенок читает стихотворение:
Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (13 слайд).
Ребенок читает стихотворение:
Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? (ответы детей). Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (14 слайд).
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (15 слайд). На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба (16 слайд). Другие машины режут его на одинаковые части (17 слайд, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим (18 слайд).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей). Чёрный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи (19 слайд, а белый - из пшеницы (19 слайд). Ржаной, тёмный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придаёт силы и здоровье. А сейчас поиграем! (игра с мячом).
4. Игра «Назови, какой, какая, какое?»
Хлеб из пшеницы-пшеничный.
Хлеб из ржи - ржаной.
Каша из пшена - пшённая.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя- ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью- ржаное.
Поле с овсом- овсяное.
Поле с ячменём - ячменное.
Воспитатель: Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе (20 слайд). И потом все эти изделия везут в магазины (21 слайд, где мы с вами их покупаем (22 слайд).
Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: «Хлеб - всему голова». Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в пословицах.
Ребята, какие ещё вы знаете пословицы о хлебе? (ответы детей).
Воспитатель: (дополняет)
Без хлеба – нет обеда.
Хлеб бросать - силу терять.
Береги хлеб - это наше богатство.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Воспитатель: Да, ребята, действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Раздаётся стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)
Воспитатель:
Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал- пришёл.
В нём- здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом- тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нём- земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки-
Вырастай богатырём!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час (Пекарь угощает детей караваем).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашей беседы? (ответы детей).
Воспитатель: Внимательно слушали нас мышата (23 слайд). Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.
Литература
1. Н. Н. Кокорина, А. К. Бондаренко «Любить труд на родной земле».
2. Журнал «Воспитатель» №4 2009г.
3. Lenagold.ru