Ольга
Психоэмоциональное здоровье детей дошкольного раннего возраста
▼ Скачать
[b]Раннее детство – самое важное время для психоэмоционального развития человека. Ребенок, прежде всего, чувствует, а потом уже мыслит. [/b] В развитии эмоциональной сферы малыша большое значение имеет свобода выражения чувств. Застенчивость ребенка часто бывает итогом не самого лучшего социального опыта, она вносит некое напряжение, мешает выражению чувств малыша. Все, что мешает и останавливает ребенка, нелегко сказывается на его психоэмоциональном развитии.
Публикация «Психоэмоциональное здоровье детей дошкольного раннего возраста» размещена в разделах
Мы часто можем наблюдать и даже иногда испытывать на себе гнев и раздражение малыша. Ребенок в этом возрасте формирует чувство мести. Это можно рассматривать как активную форму выплескивания детского гнева и это в какой-то степени правильнее, чем пассивная его форма, когда гнев «душит» малыша. Наша задача, как взрослых, научить детей проявлять свой гнев в таких формах, которые будут безопасны как для самого ребенка, так и для окружающих. Ребенка нужно научить правильно понимать и распознавать эту эмоцию, ведь дети не могут правильно отождествлять гнев и злобу, так же, как и взрослые.
Так же существует такое понятие, как «детская жесткость». Зачастую, «издеваясь» над животными, дети не жестоки, психология ребенка здесь более сложная. В какой-то степени, для ребенка это является игрой: то, что животное пищит, оказывает сопротивление, только повышает удовольствие от игры. Малыш играет с животными, с людьми, наслаждается не столько мучением, сколько сопротивлением, которое часто делает безвкусной игру с игрушками и вещами. Ребенок в раннем возрасте мало думает о чувствах и внутреннем мире другого человека. Перед взрослым стоит сложная задача: мягко и деликатно, чтобы не создать непосильной нагрузки для детской психики, объяснить о существовании внутреннего мира другого человека.
Взрослые часто хотят вызвать у ребенка чувство стыда: «Стыдись! Как тебе не стыдно!» Смысл этого чувства заключается в том, что нам слишком сложно осознавать, что наши поступки и поведение не соответствуют ценностям и нормам. Объекты стыда меняются, но само чувство остается.
Каждый день ребенок открывает для себя что-то новое, он не относится к миру пассивно, малыш во всем будет искать смысл, задавая вам различные вопросы («А почему?», «А зачем?», «А что это такое?», «А почему это так?»). Это связано с эмоциональными задачами ребенка, ведь познавательная сфера развивается из эмоционального мира.
Нужно помнить, что если в общении ребенка и его родителей слишком много запретов и наказаний, то малыш может почувствовать, что взрослый становится к нему невнимательным, может чувствовать себя ненужным, что контактируют с ним только тогда, когда она сделает что-то не так. В таких случаях Ваш ребенок в большинстве случаев будет всегда стараться делать все вопреки запретам. Самостоятельность ребенка не всегда может быть удобным для родителей, однако, несамостоятельность в дальнейшем может обернуться зависимостью от множества обстоятельств, настроения, как своего, так и окружения, ежедневной рутины. Несамостоятельный ребенок не только не умеет принимать помощь от окружающих, но и не понимает ее. А если и принимает ее, то принимает с позиции иждивенца, а не с позиции сотрудничества. Самостоятельность – некая мера независимости людей.
Нужно помнить, что эмоциональный мир ребенка, тем более в столь раннем возрасте, требует бережности и постоянной поддержки, педагогического труда и сотрудничества родителей и воспитателей.