Елена Долгая
Консультация «Психоречевая гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь; наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно – психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций.
«Спрячь слоги в ладошки»
Публикация «Консультация „Психоречевая гимнастика“» размещена в разделах
Повторение слоговых цепочек:
Ут-ат, ут-ат-от;
Кто-кту, кто-кту-кты;
Га-ква; ба-пва, да-тва;
Га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тваи т. д.
Выхлопывание слоговой структуры слов по теме: «Овощи»
По-ми-дор;
Ре-дис-ка;
Ка-ба-чок;
Тык-ваи т. д.
«Речевая подвижная игра»
«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками)
«Стук-стук-стук» (удары кулачками по столу)
«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладошками по столу)
«Топ-топ-топ» (ногами левой – правой – левой)и т. д.
«Сколько в слове слогов?»
Отстучать карандашом количество слогов в словах: мама, бабушка, дети, сын, дочьи т. д.
Выполнение многоступенчатых инструкций:
«Яблоко положи в корзину, а сливу в вазу»
«Яблоко положи в корзину, а сливу – на стол, а мандарин возьми в руки»
«Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях»
«Расскажи, что ты сделал»и т. д.
На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.
«Повторение цепочек слов»
Сначала по картинкам, а потом без них:
Грач – ласточка – кукушка – скворец;
Утка – лебедь – гусь – журавль и т. д.
«Исправь ошибку»
Педагог произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, сарафан, фартуки т. д.
«Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»
Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны и т. д.
«Повторение цепочек однокоренных слов»
Чай – чайник – чайничек;
Кофе - кофейник – кофейничек;
Нож – ножик – ножичек;
Ковш – ковшик – ковшичек;
Таз – тазик – тазики;
Кувшин – кувшинчик – кувшинчики и т. д.
«Подумай и ответь»
Котлеты варят или жарят?
Хлеб ломают или режут?
Сок пьют или едят? и т. д.
Список использованных источников:
Смирнова Л. Н.
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозайка-Синтез», 2004. – 80с.