Елена Петренко
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка
в период ранней адаптации к ДОО»
Петренко Елена Александровна
Воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 17 «Алёнка»
Аннотация
Современное общество нацелено на научно-обоснованное, гуманное отношение к организации и содержанию психолого-педагогической работы в образовательной сфере. Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, Государственного Стандарта Педагога способствует активному поиску инноваций в дошкольной сфере, пересмотру устаревших взглядов на психолого-педагогическое сопровождение дошкольного детства. Одним из таких вопросов является адаптация детей в ДОУ. В статье рассмотрены современные формы работы педагога-психолога с детьми раннего возраста, в рамках осуществления программы «Теремок», нацеленные на комфортное проживание ребенком сложного периода привыкания к новому социальному окружению. Результативность работы специалиста отражена в итоговой диагностике воспитанников и выражена снижением психологического дискомфорта у всех участников образовательного процесса.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Введение
Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» [6] определяет ключевые направления психолого-педагогической работы в системе дошкольного образования: «Одной из важнейших задач модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация», что предполагает в том числе: «защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста». Таким образом, актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке новых действенных приемов и методов, способствующих повышению адаптационных возможностей детей, поступающих в ДОУ.
Темой данной работы является «Психолого-педагогическое сопровождение ранней адаптации детей к условиям ДОУ» в рамках осуществления программы «Теремок».
Целью работы является поиск новых методов и приемов, способствующих сохранению и укреплению психологического и физического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации в ДОУ. Отсюда следуют следующие задачи работы: определить основные методы и приемы психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольников посредством изучения основных публикаций по теме, подтвердить (опровергнуть) эффективность использования новых методов профилактики дезадаптации в раннем возрасте.
Основная часть
Изучением темы ранней адаптации занимались такие специалисты, как А. И. Жукова, Н. Д. Ватутина, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова- Ямпольская, Н. М. Аксарина, и др. Авторы указывают на «необратимость негативных последствий в личностном развитии ребенка в случаях неготовности его к переходу в новые социальные условия» [3] Подчеркивают важность целенаправленного, дифференцированного подхода к планированию адаптационных мероприятий. Реализация работы в условиях ДОУ проходит через решение следующих задач:
1. обеспечение положительной эмоциональной атмосферы в группе детей;
2. формирование у каждого ребенка активной познавательной и игровой деятельности, как главных механизмов развития;
3. создание доверительных взаимоотношений между ребенком и взрослым;
4. психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов [3,4]
Отечественные специалисты выделяют следующие основные методы в адаптационной работе :
- диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ через ведение индивидуальных листов адаптации на каждого ребенка с последующим учетом полученных данных
-анкетирование родителей воспитанников и педагогов по теме
- проведение подгрупповых и индивидуальных консультаций и лекций для родителей
-организация адаптационных занятий с детьми
-наблюдения за детьми в повседневной жизни группы и в общении с родителями [3,2]
Исходя из принципа амплификации развития, предусмотренным программой «Теремок», согласно которому «психическое развитие личности на каждой возрастной стадии осуществляется непосредственно в процессе деятельного освоения социокультурного опыта, через системное, постепенное и последовательное расширение круга освоенных объектов и явлений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей» [5]; адаптационные занятия с детьми раннего возраста должны быть организованы с учетом познавательной потребности воспитанников и наибольшей эмоциональной комфортности, реализуемой за счет использования следующих приемов:
-внедрения элементов разнообразных психотехник (арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, телесноориентированной терапии и др)
- организации совместных адаптационных занятий с детьми и родителями
-осуществление психолого-педагогической пропаганды родителей воспитанников через интернет-ресурсы, социальные сети и использование индивидуальных сайтов ДОУ.
Проведенная нами аналитическая работа доказала эффективность внедрения новых методов в организации адаптационных мероприятий с детьми раннего возраста. Так, по итогам начальной диагностики, только 4 (20%) родителям было известно, что во второй группе раннего возраста проводится работа по адаптации детей, 10 (50%) родителей не обладали данной информацией, еще 4 (25%) родителей воздержались от ответа. Но благодаря активной пропаганде деятельности ДОУ на личном сайте, организации вебинаров по теме, в конце учебного года все родители группы имели представления о проводимой специалистами в ДОУ работе, отмечали полезность информации, активно использовали полученные знания на практике. Диагностика уровня детской адаптированности в сентябре показала, что только 3 (15%) детей адаптируются легко, 13 детей (65%) переживают период привыкания к саду в средней степени тяжести: некоторое время плачут после ухода родителей, неохотно берутся за игрушки; и 4 ребятишек (20%) сложно переживают адаптационный период. По окончании учебного года процентное соотношение количества детей с легкой и средней степенью адаптации значительно изменилось. Только 5 детей из 20 (25%) адаптировались к новым социальным условиям в средней степени тяжести, один ребенок (5%) адаптировался тяжело : часто болел, находился длительное время в отпусках. Остальная группа детишек пережила сложный период в легкой форме. Уже к ноябрю оставались на полный день, в течение года болели не чаще 3-4 раз. Анкетирование родителей показало возросшую активность в процессе обсуждений педагогических тем на сайте ДОУ, вебинарах; к концу учебного года воспитатели второй группы раннего возраста отметили сплоченность родительского коллектива, инициативность в психолого-педагогических дискуссиях. В этом педагоги видят результат эффективности новых приемов психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста, активного сотрудничества всех участников образовательного процесса: и родителей, и воспитателей, и специалистов ДОУ. Внедрение совместных детско-родительских адаптационных занятий в ДОУ, использование разнообразных психотехник в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста, а также активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников посредством интернет-ресурсов возможно использовать в практике других ДОУ с целью оптимизации процесса адаптации в группах раннего возраста.
Заключение
Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести маленького ребенка к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Поэтому так первостепенно стоит задача поиска наиболее эффективных приемов и методов, оптимизирующих процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Только грамотное, научно обоснованное использование комплекса методов, слаженная работа всех участников образовательного процесса позволит организовать наиболее комфортное пребывание ребенка в ДОУ, обеспечит гармоничное, всестороннее его развитие.
Список используемых источников:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Издат, 2014. 189 с.
2. Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.
3. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. СПб. : Феникс, 2011.78с.
4. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт. -сост. Ю. А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012
5. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И. А. Лыкова; под общей редакцией Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)
6. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»