Русудан Тадтаева
Встреча с педагогами «Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха»
Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровье-сберегающей среды.
Задачи:
• Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
• Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.
Публикация «Встреча с педагогами „Психолого-педагогические условия создания ситуации успеха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
• Проанализировать методы и приёмы создания ситуации успеха.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. Сегодня мы с вами проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности воспитанников, попытаемся систематизировать приемы и методы создания в ДОУ ситуации успеха.
Игра «Знакомство»
Материал: бумажные сердечки, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями. Инструкция:
1. напишите на сердечке свое имя и 1 прилагательное, в полной мере характеризующее Вас
2. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу, напротив. Затем Вы должны представиться. Как вас зовут. После вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение
Предложения на карточке:
У меня вызывают симпатию люди, которые….
Самая большая радость для меня –это…
Я люблю, когда…
Мне радостно, когда…
Я горжусь тем, что….
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….
Думаю, что самое важное для меня….
ДОУ для меня- это….
Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…
Мои друзья…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно, когда ….
Человек считается успешным, если…
Таким образом клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины
-как вы думаете, почему мы составили такую паутину?
(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)
Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Комплименты”.
Игра «Комплименты»
Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как воспитатель, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку соседа и сказать ему эти слова. (Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего).
Обязательные условия.
1. Обращение по имени.
2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А вы сегодня очень…” или “А у вас сегодня …”.
Рефлексия.
1. Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
2. Какой комплимент вам понравился больше всего?
Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
3. Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве педагога? (успех)
Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагога на занятии.
Основная часть
Успех имеет огромное значение в жизни людей. После игры каждый из вас говорил о тех чувствах, которые он испытывал, когда ему искусственно создали ситуацию успеха с помощью комплимента. И мы педагоги знаем, как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а дошкольное заведение стать детским садом радости. Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось:
СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают успех;
УСПЕХ - это результат подобной ситуации;
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Я Вам предлагаю рассмотреть типы ситуаций успеха.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов :
1. Неожиданная радость.
2. Общая радость.
3. Радость познания.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и приемы, через которые они реализуются, а также посмотрим, как эти приемы можно использовать в своей педагогической деятельности.
1 тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.
Вот вашему вниманию, предлагаются педагогические приёмы «Неожиданной радости»
1. Приём «Эмоциональные поглаживания»
Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».
Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:
• Хвалить следует за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.
• Не следует при детях хвалить ребёнка за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один воспитанник из группы подготовился к занятию, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
• В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить того, кого не любят в группе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на те или иные успехи не столь популярных одногруппников.
• Дети очень охотно и преувеличенно приписывают педагогам "любимчиков", и у педагогов действительно есть более приятные для них воспитанники, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.
2. Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно.
Алгоритм:
1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условия для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ребё нку найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3. Прием «Даю шанс»
Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
4. Прием «Холодный душ»
На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.
2 тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.
1. Прием “Следуй за нами”
Смысл - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.
Алгоритм:
1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед воспитанников.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.
3. Прием “Эмоциональный всплеск”
Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.
4. Прием “Заражение”
Подзараженние построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного
воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
3 Тип «Радость познания» - суть данного типа успеха состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
1. прием “Эврика”
Нужно помнить, что:
• успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
• ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
• ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
2. прием «Линия горизонта»
Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью.
Решение ситуации (обсуждение)
Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:
«Ну и что?»,
«Никуда не денешься, все равно придется»,
«Это глупо с твоей стороны»,
«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т. п.
«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».
Наиболее правильным будет считаться ответ
«Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием».
«Я постараюсь выяснить, почему ребёнок не хочет работать вместе с одногруппником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню воспитаннику, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При выяснении причины возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».
Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?
Выслушиваются ответы педагогов.
• внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
• появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;
• создаёт ощущение внутреннего благополучия;
• происходит переоценка своих возможностей.
Каковы последствия создания ситуации успеха?
Педагогу следует помнить о том, что:
• Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.
• За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.
• Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми
• Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.
• Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
Рекомендации «Успешного воспитания»
Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.
Так говорить не стоит! А вот так надо!
Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно! Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на занятии.
Ты что кричишь на весь сад? Ты сейчас очень громко говоришь
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать! Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали
Да отвлекись ты, я хочу тебе
сказать… Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Формула успешного воспитанника
Уважаемые коллеги, сейчас каждый из вас получит листок с заданием. Вам необходимо раскрыть понятие УСПЕХ применительно к воспитанникам. То есть, какими качествами или характеристиками обладает успешный воспитанник
У___
С___
П___
Е___
Х___
Вот вы раскрыли понятие успех в вашем мировозрении, а теаперь предлагаю заняться рецептом приготовления хорошей образовательной деятельности.
Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!
И на завершении нашей встречи предлагаю упражнение
Упражнение «Дружественная ладошка»
Задание:
Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки (по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями).
Ну и в заключение, уважаемые педагоги, я предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшней игре, используя свечу мнений. Мы будем передавать её по кругу каждому педагогу, мне очень важно услышать мнение каждого участника.
Педагоги по очереди передают свечу друг другу и озвучивают своё мнение об игре.
Приведу цитату из мультфильма «О капитане Врангеле» - «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Т. Е какую мотивацию на успех мы заложим в детском саду, с такой дети и пойдут по жизни!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!