Ольга Шубина
Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста.
Введение
Дошкольный возраст является одним из самых интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте интенсивно развиваются когнитивные процессы, умственные способности, которые являются наиболее важной объединенной частью умственного развития ребенка.
Публикация «Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Память в детстве - одна из главных, центральных, умственных функций. Память объединяет прошлое предмета с его нынешним и будущим и является самой важной когнитивной функцией, лежащей в основе формирования и обучения. Величина памяти велика, без нее никакое действие немыслимо. Задача памяти посвящена исследованиям П. П. Блонского, А. Бен Л. С., Выготского, К. Грооса, Л. В. Занкова, В. Я. Лиаудис, Н. М. Сеченов, В. А. Сумароковой и других ученых. Авторы обсудили функционирование памяти и механизмы ее нарушений. Изучены полнота, точность, сила произвольного и не произвольного запоминания, а также связь между запоминанием и индивидуальными характеристиками.
По мнению ученых Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, З. М. Истомина, память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста, из-за появления игры и под влиянием взрослого, начинается произвольное, преднамеренное запоминание сформироваться. С хорошо организованной психологической и педагогической работой дети приобретают идеи, приобретают способность к выводам, обобщениям.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся думать, сравнивать, систематизировать, группировать и находить характерные признаки.
1. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста
Память, самая важная характеристика психической жизни. Поэтому проблема памяти - одно из самых привлекательных и наиболее изученных проблем психологии.
Одной из первых психологических теорий памяти, которая до сих пор не утратила своего научного значения, сделав первые попытки исследовать память экспериментально, была ассоциативная теория. Это возникло в XVII веке, преобладающее распределение и признание было получено в Англии и Германии. Основой этой теории является концепция ассоциации - связь между определенными психологическими явлениями, разработанная Г. Эббингаузом, Г. Мюллером в связи с Ф. Шульманом, А. Пильцепере.
Основная задача была общей для всей работы ассоциаторов: хорошо известное исследование условий обучения, ослабления, взаимодействия ассоциаций. Память понимается как сложная система краткосрочных и долгосрочных, более или менее стабильных ассоциаций по смежности, например, контрастная, временная и пространственная близость. Благодаря этой теории были обнаружены и описаны механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза.
В соответствии с этим законом забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро. Отдельные элементы информации в соответствии с ассоциативной теорией запоминаются, сохраняются и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и семантических ассоциациях с другими. Характеристики процессов памяти, доступных в работах ассоциаторов, хотя и представляют собой определенную ограниченную ценность, очень далеки от раскрытия полного богатства прав мнимой активности. Особенно страдает анализ психических процессов, связанных с запоминанием и размножением. Также очень характерно, что вместо качественного анализа процессов памяти как особого вида деятельности во многих случаях анализ предметного содержания репродукций, то есть того, что воспроизводилось, а не как, в наших путях и путях, запоминание и воспроизведение. Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом проблем, главным из которых было объяснение избирательности детской памяти.
Ассоциации формируются на случайной основе, и память всегда выбирает определенную информацию. Между тем ассоциативная теория памяти дала много полезных законов для познания ее законов. Было установлено, как количество запоминаемых элементов изменяется с различным количеством повторений и в зависимости от распределения элементов во времени; как элементы запоминаемой серии хранятся в памяти, в зависимости от времени, прошедшего между запоминанием и запоминанием.
Согласно Локку, «память - это способность оживлять идеи в душе, которые после того, как их отпечатки исчезли или как будто лежали сбоку, исчезли из поля зрения, так сказать, в память о наших идеях».
В нашей стране эта теория получила дальнейшее развитие. А. А. Смирнов обнаружил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, те, которые связаны с преодолением препятствий, включая эти препятствия, лучше запоминаются.
А. А. Смирнов и П. И. Зинченко обнаружили новые и значимые законы памяти как значимую деятельность ребенка. Память не является независимой функцией, но тесно связана с человеком, его внутренним миром, интересами, устремлениями. Следовательно, формирование и улучшение происходит параллельно с становлением ребенка. Истинная память каждого ребенка характеризуется универсальной действительностью образования, в то же время она имеет свои особенности. Некоторые дети отличаются визуальной формой памяти. Ребенок с этим типом памяти исключительно хорошо запоминается для визуальных изображений, формы, цвета и т. д. У детей, отличающихся вербально - абстрактным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие дети прекрасно замечают как визуально-образный, так и словесный материал, и в то же время у них отличная память для чувств.
А. А. Смирнов определил следующие основные методы, которые способствуют пониманию и содержательному запоминанию упражнений: использование семантических связей, сопоставление, систематизация, классификация, операции самоконтроля. Среди методических методов, которые способствуют пониманию материала, огромное место занимают вопросы, которые обращают внимание детей на главное; методические задания, на то, что изображено на картинке и т. д.
Обзор литературы показывает, что нет ясной солидарности за счет определения памяти. В широком смысле памяти допустимо называть сохранение информации о стимуле, после того как его действие уже прекратилось. Поскольку ни одно из существующих определений памяти не может считаться содержимым, необходимо проанализировать и интегрировать в целое несколько дополнений, дополняющих друг друга.
По определению, приведенном в психологическом словаре, «память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и продолжения воспроизведения в виде устных сообщений и действий тех познаний, которые были изучены в прежнем умении испытуемого».
А. С. Выготский говорит, что «память означает применение и участие предыдущего навыка в реальном поведении, с этой точки зрения память в моменты фиксации реакции и ее воспроизведение - это действие в точном смысле этого слова».
Задача памяти - это тот же возраст, что и психология как наука. Память считалась одним из специально разработанных разделов психологии. Но последующее понимание действительности памяти в наши дни еще раз сделало ее одной из ключевых задач науки. В реальном времени нет целостной и полной теории памяти. Память - это основа умственной деятельности. Без памяти невозможно понять основы формирования мышления, сознания, подсознания.
В результате огромного количества экспериментальных и психологических исследований, теории личной памяти, которые выявили ряд факторов, влияющих на ход процессов памяти, исключительно сохранение (активность, интерес, внимание).
2. Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста
Для эффективного формирования образной памяти старших дошкольников необходимо идентифицировать данные, способствующие этому развитию.
Коррекционная работа современного типа должна основываться не только на структуре и иерархии определенного варианта умственного развития, но также учитывать взаимодействие и взаимное влияние всех основных компонентов, на основе которых оптимальная последовательность включения тех или иных специальных эффектов.
З. М. Истомина выдвигает тезис о замене онтогенеза как основы любой развивающей и корректирующей работы. При реализации этого правила необходимо учитывать: заявленный уровень умственного развития ребенка, законы и обоснованность нормативного образования, последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и терминов психомоторного, вербального и сенсорного образования, определяющая роль формирования основных предпосылок, ведущего типа мотивации деятельности, ошеломления в формировании новых видов деятельности.
В настоящий момент в психологической литературе чаще всего предлагаются отдельные пути и направления формирования образной памяти : дидактическая игра, упражнения по формированию образной памяти, внимание, восприятие, активация межполушарного взаимодействия, методы запоминания запоминания, обогащение визуальный навык восприятия, обучение самоконтролю, воспитание интересов и склонность фигуры, создание чувствительного настроения и т. д.
Дидактическая игра создает мотивацию игры, помогает в неограниченной форме выполнять задачу, предлагаемую ребенку. Роль взрослого в дидактической игре противоречива: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует воспитание детей, а с другой стороны играет роль участника в игре, партнера, направляет каждый ребенок, чтобы играть в игру, и при необходимости дает пример поведения в игре.
Задача дидактической игры заключается не только в том, чтобы закрепить знания старших детей дошкольного возраста, но и получить новые.
Игра выполняет две важные функции. Развивается первая функция игры : игра энергично способствует формированию или реорганизации психических процессов, от самых примитивных до самых сложных. Вторая функция - компенсационная - основана на том, что игра представлена как другая реальность, служащая основной в хаосе реальной жизни. Ребенок, она привлекает возможность обнаружить способности, которые трудно реализовать во взрослом мире. Дошкольники традиционно отстают в своих психических вероятностях и имеют комплекс сложностей в формировании концепции реальной реальности. Следовательно, дидактическая игра при работе с детьми имеет большое значение для уменьшения или полного устранения подобных отклонений.
Однако необходима специальная методика организации и проведения дидактических игр со старшими дошкольниками. Педагоги должны учитывать, что в этом возрасте следует уделять приоритетное внимание формированию образной памяти.
При формировании положительных образов окружающего мира старших дошкольников энергетически задействованы не только аналитические системы, но и поисковые действия ребенка.
Следующим психологическим условием формирования визуальных образов старшего дошкольника является применение упражнений по формированию памяти, восприятия, внимания.
Таким образом, процесс запоминания должен начинаться с преднамеренно организованного восприятия, направленного на определение таких объектных признаков, как цвет, форма, размер, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их число. С активизацией восприятия дошкольников Истомина рекомендует использовать заполненные и силуэтные фигуры, а не наброски. Восприятие незнакомых или незнакомых предметов взрослым должно сопровождать словесное объяснение и контролировать действия детей. Если ребенок испытывает трудности при изучении предмета, тогда необходимо выполнить эту работу вместе с ним. Не следует забывать, что у 26% людей с нарушениями зрения есть нарушение цветового зрения. Поэтому для лучшего восприятия объектов Истомина рекомендует детям с косоглазием в возрасте 5-10 лет присутствовать преимущественно желто-красно-оранжевые и зеленые тона. При выполнении задач необходимо увеличить время их выполнения в 2-3 раза по сравнению с нормой. Эта потребность связана с трудностями в координации движений, несогласованностью в движениях руки и глаза ребенка с нарушениями зрения. Патология зрительного органа оправдывает необходимость представления визуального материала с расстояния 30-33 см. Изображения представлены под углом 5-45%.
Важным фактором эффективности мнемической активности старших дошкольников является предварительное усиление внимания. В случае развития визуальных образов необходимо активировать как слуховой (для повышения эффективности инструкций восприятия, так и визуальный (для подготовки дошкольника для визуальной работы). Внимание дошкольников характеризуется быстрой усталостью. В связи с этим рекомендуется представить доступным визуальным материалам детям, а не количественно перегруженным.
Все это способствует развитию усердия и сосредоточенности на выполнении задач ребенком. После этого целесообразно перейти непосредственно к выполнению мнемонических задач.
Важным моментом в развитии визуальных образов старших дошкольников является изучение методов запоминания. Истомина утверждает, что овладение методами запоминания зависит от: степени усвоения соответствующих умственных операций; от содержания и характера материала; о характере обучения; от необходимости правильного и точного запоминания и отзыва, желания проверить его результаты.
Методы запоминания знаний требуют сложной и последовательной стратегии и разделены на два этапа:
этап - формирование семантической ссылки и семантической группировки, как умственных действий;
этап - формирование способности применять эти действия для решения мнемических задач.
На формирование визуальных образов дошкольника влияют такие факторы, как личное значение, энтузиазм в выполнении задачи и достижение результата, эмоциональность.
На современном этапе становления науки ряд ученых (П. И. Зинченко и др.) Подтвердили, что типичное функционирование организма допустимо только при согласованной работе обоих полушарий. Хорошо известно, что каждое полушарие вносит другой вклад в ту или иную психическую функцию. Ясно, что одним из условий формирования образной памяти является активация и стабилизация работы мозгового субстрата. В то же время эксперты отмечают, что обучение должно начинаться не только с предварительной активизации внимания, но и с субстратом мозга с дальнейшей стабилизацией его работы.
Таким образом, обзор проблемы поиска эффективных путей формирования образной памяти в старшем дошкольном возрасте показывает, что психологическая наука обладает чрезвычайно широким спектром знаний по этому вопросу.
В настоящее время в психологической и педагогической литературе изучены и классифицированы различные психолого-педагогические данные о формировании образной памяти у детей старшего дошкольного возраста. К ним относятся: упражнения по формированию внимания, восприятия, активации межполушарного взаимодействия, обучение методам запоминания, обогащение перцептуальных визуальных навыков, обучение самоконтролю в процессах памяти и т. д. Авторы подчеркивают необходимость в игре как ведущей деятельность в дошкольном детстве.
В ходе исследования собираются факты, которые характеризуют дидактическую игру как форму учебной организации, которая выполняет значимые функции; правила, требования и особенности его организации (этапы, методы, оборудование, полномочия и т. д., в зависимости от нарушения, которое имеет ребенок.
Учет и реализация представленных психологических условий могут служить гарантией эффективного формирования образной памяти старших дошкольников.
Таким образом, теоретический обзор зарубежных исследований показывает значительную страсть к поиску психологических условий для формирования визуальных образов в дошкольный период.
Другим психологическим условием формирования образной памяти старших дошкольников является обогащение перцептивного визуального искусства. П. И. Зинченко говорит, что необходимо использовать широко визуальные материалы. Объясняя детям новый материал и повторение, более близкий друг с большей вероятностью объединяет словесные объяснения с проявлением природы или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. П. И. Зинченко рекомендует детям показывать предметы в их естественной форме. Они дают особенно полные идеи о реальных объектах, их свойствах. Далее от естественного объекта перейдите к модели, схеме, схеме, схеме. При применении макетов желательно учитывать реальную форму и цвет объектов.
Чтобы обогатить визуальный навык восприятия, дети должны быть представлены объектами, которые содержат набор признаков признаков, доступных для восприятия всеми безопасными анализаторами. Они должны иметь характерную форму, яркую цветовую концентрацию (70-100%, характерный поверхностный характер, соответствующий запах, вкус и т. д. Контраст объектов по отношению к фону должен составлять 60-100%.
Таким образом, при работе со старшими дошкольниками необходимо учитывать различные психолого-педагогические данные формирования образной памяти у детей. Они включают в себя: использование игр и упражнений по формированию памяти, внимание, восприятие, активацию межполушарного взаимодействия, обучение методам запоминания, обогащение навыков восприятия, обучение самоконтролю в процессах памяти и т. д.
В нашем изыскании подробно рассматривается роль дидактических игр и упражнений в формировании и совершенствовании образной памяти детей дошкольного возраста. Это является предметом дальнейшей главы нашей работы.
Заключение
Из всех типов памяти - моторных, эмоциональных, образных и словесно-логических, особое внимание уделяется образной памяти в этой работе. Это связано с важностью образной памяти в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста и недостаточным знанием этой проблемы.
Из анализа литературы по изученной теме было обнаружено, что память в филогенезе имеет развитие : мотор аффективный образный логический. Старшим дошкольным возрастом является время интенсивного развития образной памяти.
Проблема развития образной памяти в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста актуальна и мало изучена в наши дни, она требует практического и теоретического решения.
В этом исследовании выявлена эффективность пути развития и улучшения образной памяти старших дошкольников в игровой деятельности.
Наряду с другими методами мы использовали эксперимент.
Результаты контрольного эксперимента показывают, что в результате продолжающейся работы по разработке:
произошло значительное увеличение производительности образной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Это выражается в следующем:
повысилась степень развития образной памяти старших дошкольников : начался высокий и средний уровень развития образной памяти;
увеличился объем и производительность образной памяти;
дети преимущественно прибегают к частичному способу запоминания;
Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
хотя детям еще легче запоминать и воспроизводить образ конкретных предметов, чем абстрактных, однако разрыв в количестве правильно воспроизведенных конкретных и абстрактных фигур значительно уменьшился;
дети чаще используют такие методы запоминания, как вербализация, ассоциативные методы, семантическая группировка;
повышенная концентрация и распределение;
повысился уровень самоконтроля и самоорганизации;
положительный фон настроения во время тренировки;
улучшилась дифференциация сходных характеристик (цвет, форма, размер).
Наиболее эффективное развитие образной памяти происходит при использовании системы работы с дидактическими играми.
Таким образом, специально организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в виде дидактических игр и упражнений, направленных на развитие образной памяти, способствовала повышению ее уровня развития.