Папки-передвижки

Психолого — педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ

Ноздрина Татьяна
Психолого — педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Психолого – педагогическая поддержка родителей

детей с ОВЗ»

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно увеличилось. Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ.

Публикация «Психолого — педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ» размещена в разделах

Жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Члены семьи нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость, и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом.

Психологическая помощь включает следующие направления работы:

психологическое изучение проблем семьи, возникающих в связи с воспитанием ребенка с нарушениями развития;

психологическое консультирование родителей;

психолого-педагогическая и психо-коррекционная работа с детьми и их родителями.

Признание у ребенка дефектов в развитии вызывает у родителей эмоциональные расстройства, которые объединяются под общим понятием «родительский стресс». По мнению многих ученых родительский стресс проходит несколько стадий.

Первая стадия – это эмоциональная дезорганизация. Родители испытывают шок, растерянность, беспомощность и страх. На этой стадии должна оказываться помощь психолога, направленная на укрепление внутрисемейных отношений.

Вторая стадия – это период негативизма и отрицания. Некоторые родители не признают наличие проблем и диагноз, другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития ребенка.

Третья стадия – горевание. По мере того, как родители принимают и понимают проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины.

Четвертая стадия – адаптация, характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ребенка. Это начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением отношений со специалистами и следованием их рекомендациям.

В зависимости от личности родителей, состояния ребенка, прогнозов развития, стадии стресса могут иметь разную продолжительность. Иногда родители могут надолго застревать на той или иной стадии стресса. Стресс может возобновляться и усиливаться на новом этапе жизни ребенка, например, когда ребенок начинает посещать образовательное учреждение. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.

На данном этапе очень важна психологическая поддержка родителей.

Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму и может быть представлен в виде следующих этапов общения педагога – психолога с родителями :

1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Определение проблем семьи.

На этом этапе формируется первичное представление о проблемах ребёнка и его семьи.

2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка.

На этом этапе, на обследование, беседу приглашается ребёнок. Проводится диагностика интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.

3 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик.

Важным моментом на данном этапе является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.

4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование реальных проблем. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.

5 этап: закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

установлением контакта на уровне «обратной связи»;

коррекцией понимания родителями проблем ребенка;

коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.

6 этап: подведение итогов, анализ эффективности достигнутых результатов.

Как показывает практический опыт, на начальном этапе взаимодействия с семьей большинство родителей не готовы к воспитанию ребенка с проблемами – им не хватает знаний, практических навыков, либо по каким-то другим причинам не могут включиться в работу с ребенком.

Причины разные: родители не умеют этого делать, не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима психолого-педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога. Иными словами, психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.

Психологическая работа с родителями должна идти параллельно с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка и необходима на разных этапах его развития.

Формы работы педагога – психолога с родителями детей с ОВЗ

консультации (групповые, индивидуальные,

анкетирование, диагностика, («Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева, методика «Лесенка для родителей»

(В. В. Ткачёва, методика «История жизни с проблемным ребенком. (В. В. Ткачева)» и т. д.)

родительские собрания,

семинары – практикумы,

круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ОВЗ,

тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, ролевые игры, совместные занятия для родителей с детьми. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации.

Именно активные методы обучения позволяют изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

На этапе коррекционной работы наиболее эффективны индивидуальные формы работы с родителями :

присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы ребенком;

совместное обсуждение задач и динамики коррекционной работы;

индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.

Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях образовательного учреждения и семьи.

В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу.

Родители видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху.

Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты.

Таким образом, основная цель психологической помощи в работе с семьей ребенка с ОВЗ– это помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач образовательного процесса — это серьезная и активная деятельность в которую вовлечен педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.

Публикации по теме:

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей»План работы консультативного пункта «Поддержка семей, имеющих детей» План работы консультативного пункта предоставляющего психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого — педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 19:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого — педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ноздрина Татьяна (УИ 1031144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД