Ноздрина Татьяна
Психолого — педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого – педагогическая поддержка родителей
детей с ОВЗ»
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно увеличилось. Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ.
Публикация «Психолого — педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Члены семьи нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость, и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом.
Психологическая помощь включает следующие направления работы:
психологическое изучение проблем семьи, возникающих в связи с воспитанием ребенка с нарушениями развития;
психологическое консультирование родителей;
психолого-педагогическая и психо-коррекционная работа с детьми и их родителями.
Признание у ребенка дефектов в развитии вызывает у родителей эмоциональные расстройства, которые объединяются под общим понятием «родительский стресс». По мнению многих ученых родительский стресс проходит несколько стадий.
Первая стадия – это эмоциональная дезорганизация. Родители испытывают шок, растерянность, беспомощность и страх. На этой стадии должна оказываться помощь психолога, направленная на укрепление внутрисемейных отношений.
Вторая стадия – это период негативизма и отрицания. Некоторые родители не признают наличие проблем и диагноз, другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития ребенка.
Третья стадия – горевание. По мере того, как родители принимают и понимают проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины.
Четвертая стадия – адаптация, характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ребенка. Это начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением отношений со специалистами и следованием их рекомендациям.
В зависимости от личности родителей, состояния ребенка, прогнозов развития, стадии стресса могут иметь разную продолжительность. Иногда родители могут надолго застревать на той или иной стадии стресса. Стресс может возобновляться и усиливаться на новом этапе жизни ребенка, например, когда ребенок начинает посещать образовательное учреждение. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.
На данном этапе очень важна психологическая поддержка родителей.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму и может быть представлен в виде следующих этапов общения педагога – психолога с родителями :
1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Определение проблем семьи.
На этом этапе формируется первичное представление о проблемах ребёнка и его семьи.
2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка.
На этом этапе, на обследование, беседу приглашается ребёнок. Проводится диагностика интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.
3 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик.
Важным моментом на данном этапе является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.
4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование реальных проблем. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.
5 этап: закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:
установлением контакта на уровне «обратной связи»;
коррекцией понимания родителями проблем ребенка;
коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.
6 этап: подведение итогов, анализ эффективности достигнутых результатов.
Как показывает практический опыт, на начальном этапе взаимодействия с семьей большинство родителей не готовы к воспитанию ребенка с проблемами – им не хватает знаний, практических навыков, либо по каким-то другим причинам не могут включиться в работу с ребенком.
Причины разные: родители не умеют этого делать, не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима психолого-педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути.
Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога. Иными словами, психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
Психологическая работа с родителями должна идти параллельно с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка и необходима на разных этапах его развития.
Формы работы педагога – психолога с родителями детей с ОВЗ
консультации (групповые, индивидуальные,
анкетирование, диагностика, («Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева, методика «Лесенка для родителей»
(В. В. Ткачёва, методика «История жизни с проблемным ребенком. (В. В. Ткачева)» и т. д.)
родительские собрания,
семинары – практикумы,
круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ОВЗ,
тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, ролевые игры, совместные занятия для родителей с детьми. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации.
Именно активные методы обучения позволяют изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
На этапе коррекционной работы наиболее эффективны индивидуальные формы работы с родителями :
присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы ребенком;
совместное обсуждение задач и динамики коррекционной работы;
индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.
Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях образовательного учреждения и семьи.
В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу.
Родители видят, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху.
Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты.
Таким образом, основная цель психологической помощи в работе с семьей ребенка с ОВЗ– это помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач образовательного процесса — это серьезная и активная деятельность в которую вовлечен педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.