Надежда Овечкина
Проведение педагогического мониторинга ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Введение в действие ФГОС ДО, который содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, поставило перед педагогами задачу по освоению новой диагностики, диагностики определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Публикация «Проведение педагогического мониторинга ДОО» размещена в разделах
Требования к результатам освоения ООП ДО являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач формирования Программы, анализа профессиональной деятельности педагогов, взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным мониторингу могут быть подвергнуты:
1. Условия, созданные для реализации ООП ДО:
а) психолого-педагогические условия реализации ООП ДО;
б) условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
в) содержание развивающей предметно-пространственной среды;
г) кадровые условия ООП ДО;
д) материально-технические условия реализации ООП ДО;
е) финансовые условия реализации ООП ДО.
2. Профессиональная деятельность педагогов и специалистов ДОУ.
3. Управленческая деятельность.
В части II, пункте 3.2.3. ФГОС ДО указано, что:
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической деятельности (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалификационной коррекции развития детей.
С учетом всего вышеизложенного, в нашем ДОУ разработана система мониторинга образовательного процесса, включающая комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга.
Система показателей мониторинга образовательного процесса в МБДОУ детском саду №41 комбинированного вида.
1. Качество образования.
2. Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.
3. Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ, качество организации методической работы.
4. Состояние здоровья воспитанников. Организация образовательного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения и др.
ПОДРОБНЕЕ:
1. Качество образования:
Для мониторинга качества образования мы применяем систему, разработанную О. А. Сафоновой. Ее система определяет общий вид мониторинга качества образования, который предполагает выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам, сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных, а также принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.
Система мониторинга О. А. Сафоновой представлена в виде трех блоков:
• Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).
• Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
• Качество управления.
2. Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.
Для оценки знаний, умений, навыков детей используется методическое пособие «Мониторинг в детском саду», подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена под редакцией Т. И. Бабаевой,
М. В. Крулехт, З. А. Михайловой. В пособии представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей ООП ДО. Кроме данного пособия используются диагностические методики других авторов, а также методики, разработанные педагогами и специалистами ДОУ.
3. Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ.
• Мониторинг организации методической работы. Организация образовательного процесса, построенного с использованием:
- инновационных педагогических технологий как отдельных инструментов или методик, применяемых в инновационных педагогических технологиях;
- инновационных педагогических технологий как отдельных образовательных дисциплин в образовательном процессе по реализации ООП ДО;
- инновационных технологий как набора действенных методов реализации содержания, определенного ФГОС ДО).
• Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Мониторинг использования педагогами ИКТ.
• Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.
• Отслеживание творческих достижений педагогов.
• Отслеживание творческих достижений воспитанников.
• Мониторинг психологической готовности к школе воспитанников подготовительной группы.
• Реализация педагогами личностно-ориентированной модели взаимодействия с воспитанниками (субъект-субъектная позиция).
• Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
• Дидактическое обеспечение образовательной деятельности.
• Состояние работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды
(пространственное моделирование предметно-пространственной среды,
временное (тематическое) моделирование, предметное моделирование).
• Отслеживание успеваемости детей-выпускников в школе.
4. Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
• кадровый потенциал (профессиональная компетентность педагогов ДОУ);
• материально-техническое обеспечение.
5. Состояние здоровья воспитанников.
• Анализ заболеваемости детей за последние 3 года.
• Состояние работы по формированию у детей здоровьесберегающего сознания
(знания детей о своем организме, пользе занятий физкультурой и спортом, знания о важности соблюдения режима дня, о важности выполнения гигиенических процедур, о правильном питании, об опасных ситуациях в помещении и на улице и др.).
6. Состояние работы по созданию условий, безопасных для жизни и здоровья детей, которая оценивается по содержанию, формам и методам:
• Задачи, содержание и формы работы с сотрудниками ДОУ.
• Содержание, формы и методы работы с детьми.
• Задачи, содержание и формы работы с родителями воспитанников.
Цель мониторинга в ДОУ – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ
ФГОС дошкольного образования.
Задачи мониторинга :
• непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
• осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
• повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
• вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования ДОУ.
Для качественного проведения мониторинга в ДОУ создан банк диагностического инструментария:
• материалы для анкетного опроса всех участников образовательного процесса;
• схемы для тематического контроля, включающие таблицы, схемы-бланки для сбора и анализа результатов по всем видам образовательной деятельности;
• диагностические методики для индивидуального обследования детей с целью определения актуальности задач воспитания и обучения каждого ребенка и организации педагогического сопровождения;
• тесты и т. п.
Определены методы педагогического мониторинга :
• изучение продуктов детской деятельности;
• игровые, тестовые задания;
• проведение контрольно-оценочных занятий;
• собеседование с педагогами, родителями и детьми;
• анкетирование и опрос;
• анализ документации;
• наблюдение и др.
Определены правила проведения педагогической диагностики в ДОУ.
1. Диагностику проводят специалисты :
• воспитатель – педагогическую;
• психолог – психологическую, с разрешения родителей (скрининговую диагностику, углубленную психологическую диагностику, динамическое обследование и т. д.);
• медработник – медицинскую;
• руководитель физвоспитания- физического развития;
• учитель-логопед – коррекционную;
• старший воспитатель – диагностику создаваемого инструментария и профессиональной компетентности педагогов в диагностировании.
2. Диагностика не должна мешать педагогическому процессу.
3. В педагогической диагностике образовательный и воспитательный компоненты определяются по программе (задачи программы формулируются как результат).
3. В зависимости от целей педагогической деятельности результаты сравниваются:
а) с результатами контрольной группы,
б) с предшествующими показателями этой же группы;
в) с нормативом (стандартом).
Пример норматива педагогической диагностики :
4. Педагогическая диагностика воспитанников проводится в начале и конце учебного года. Разработанные педагогические диагностики направлены на определение продвижения детей в освоении программы, на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личностного развития ребенка.
5. Результаты педагогических диагностик могут использоваться при проектировании индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
6. Некоторые диагностические задания могут выполняться подгруппами детей по 4-6 человек. К каждому заданию предлагается инструкция проведения, использовать наглядный материал. Беседа не должна превышать более 15 минут.
7. Наблюдение может занимать 1 -3 дня. Задания даются в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать ответ самому педагогу, но в протоколе отметить невыполнение.
8. Результаты заносятся в таблицы и протоколы. Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.
9. Педагоги и специалисты ДОУ могут использовать собственные диагностические материалы, разработанные, например, для оценки результатов работы по программе дополнительно образования.
К примеру, руководитель театральной студии Зуева Л. А. использует адаптированные и свои диагностические методики. Руководитель изобразительной студии Смирнова С. В. и руководитель физического воспитания Зубарева О. А. ежегодно составляют таблицы реализуемых ими видов мониторинга.