Юлия Червякова
Просветительские идеи в произведениях для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА»
ПЛАН:
1. Биографическая справка
2. Вклад писателя в развитие детской литературы
3. Особенности рассказов для детей (анализ произведений по выбору)
4. Литературная сказка в творчестве Мамина-Сибиряка (анализ сказок по выбору)
5. Актуальность творчества писателя для современных читателей-детей
Список использованной литературы
Темочки:
1. Биографическая справка
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряяк (настоящая фамилия Мамин; 25 октября (6 ноября) 1852 года. Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866—1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872 года, полный курс не окончил). В 1872 году поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. С 1874 для заработка писал для газет отчёты о заседаниях научных обществ. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался плеврит).
Летом 1877 года вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, переехал в крупный культурный центр Екатеринбург, где женился на Марии Якимовне Алексеевой, ставшей для него не только женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.
В 1890 году развёлся с первой женой, женился на артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла, оставив больную дочь Алёнушку на руках потрясённого этой смертью отца.
4 августа 1911 года Мамин-Сибиряк перенёс кровоизлияние в мозг, результатом которого стал паралич руки и ноги. Летом 1912 года вновь заболел плевритом. Умер 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
2. Вклад писателя вклад детской литературы
Значительна роль Д. Н. Мамина-Сибиряка в развитии детской литературы. Он с первых шагов литературной деятельности пишет для детей и печатается в таких журналах, как «Детское чтение» («Юная Россия», «Детский отдых», «Всходы», «Родник», «Юный читатель». Он начал работать в детской литературе в годы жестокого цензурного гнета, когда такие детские журналы, как «Задушевное слово», боролись с передовыми идеями, выступали против женского образования, проповедовали смирение.
Мамин-Сибиряк видел в детях будущее человечества. Он выдвигал в произведениях, адресованных юным читателям, глубокие социальные проблемы, раскрывал правду жизни в художественных образах. Более 130 сказок, рассказов и очерков написано им для детей, начиная с 80-х годов XIX в: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Приемыш», «Аленушкины сказки» и др.
Сурова и прекрасна природа в изображении Мамина-Сибиряка. Она великолепно оттеняет мужественные характеры людей-тружеников: бурлаков, охотников, лесников.
Разные времена года описывает Мамин-Сибиряк: вьюжную зиму, наметавшую саженные сугробы («Зимовье на Студеной», буйное зеленое лето, расцветившее тайгу морем красок («Приемыш»); холодную, сумрачную осень, затмившею непогодой проселочные дороги Урала («Темные люди»).
Сам окончивший духовную семинарию, Мамин-Сибиряк прекрасно знал темный быт и недобрые нравы этих учебных заведений. Вслед за Помяловским он рассказывает в своих очерках о беспросветном детстве учеников бурсы, «бурсаков» («Отрезанный ломоть», «История одного пильщика», «Казнь Фортунки», «Зеленые горы»). Он считает, что духовные семинарии изжили себя как учебные заведения, что их необходимо упразднить, так как они занимаются изуверским делом, калеча детей морально и физически.
Мамин-Сибиряк во многих рассказах описывает губительное влияние каторжного труда на детей и подростков Урала: «Под домной», «Слава богу», «Дедушкино золото», «Дорогой камень».
В рассказе «Под домной» показаны дети в возрасте от 10 до 14 лет, которые вынуждены заниматься изнурительной работой: крошить руду. Маленькие рудобойцы трудятся в любую погоду под открытым небом в течение двенадцати с половиной часов ежедневно.
Работе девятилетних детей в качестве «мальчиков на побегушках» посвящен рассказ «Слава богу». Им приходится не спать в ночную смену, а когда непреодолимая усталость сморит их, они засыпают на ходу, рискуя упасть в раскаленную печь или обжечься расплавленным металлом.
Так, одним из первых Мамин-Сибиряк ввел в русскую детскую литературу образы детей, заводских тружеников. Вместе с лучшими людьми России конца XIX—начала XX в. он сочувствовал и сострадал их тяжелому положению, боролся за его улучшение до последних дней жизни. Один из друзей писателя — С. И. Яковлев нарисовал выразительный портрет Дмитрия Наркисовича в старости.
«Вспоминая Д. Н. Мамина, сейчас же представляешь себе его красивую, крупную фигуру, ставшую к старости еще более могучей, с открытым лицом и чудными, немного задумчивыми глазами под тяжелыми, как он сам называл, «восточными» веками».
Он отметил «почти детское простодушие» писателя как одну из основных черт его характера. Наверно, именно эта черта помогла Мамину-Сибиряку наряду с реалистическими, обличительными рассказами о детях и для детей создавать произведения, насыщенные яркой фантазией, близкие к сказочному жанру, и непосредственно сказки.
Наиболее известен из числа произведений, близких к сказочному жанру, рассказ «Серая Шейка», впервые напечатанный в журнале «Детское чтение» в 1893 г. Его герои антропоморфизированы. Несколькими диалогами и авторскими ремарками к ним создает писатель характеры зверей и птиц.
Четко продумана структура рассказа. Он делится на четыре небольшие главки, каждая из которых имеет важное значение в единой композиции произведения. Первая часть — своего рода экспозиция, знакомящая с семьей Серой Шейки и готовящая к завязке событий. Вторая часть развивает события, психологически мотивирует то состояние, в котором находится Серая Шейка накануне отлета всех птиц на юг. Эпизоды третьей части постепенно подводят к кульминации, в них нарастает напряжение, полынья все больше замерзает, кажется, что Серая Шейка неизбежно станет жертвой хищной Лисы. Четвертая часть — кульминация и развязка. В ней появляется новое действующее лицо — человек, охотник Акинтич. Он-то и спасает Серую Шейку от Лисы в тот момент, когда гибель ее, казалось бы, предрешена.
Прекрасным образцом подлинной детской литературы являются «Аленушкины сказки», над которыми писатель работал с 1894 по 1897 г. Они печатались в журналах «Детское чтение» и «Всходы», много раз переиздавались при жизни Мамина-Сибиряка и хорошо известны в наши дни. В нашей стране сказки переведены на 26 языков народов России и переизданы в количестве более двух миллионов экземпляров.
Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Мамин слог». В многогранном и многожанровом творчестве Мамина-Сибиряка, выдающегося писателя конца XIX—начала XX в. отразилась сложная пора развития России.
3. Особенности рассказов для детей (анализ произведений по выбору)
Анализ произведения «Приемыш» (из рассказов старого охотника). Главная мысль рассказа - искренняя любовь учит отпускать на поиски своей судьбы тех, кого любишь.
Тема произведения – взаимоотношения человека с природой. Проблема – одиночество человека. Идея – близость человека к природе, их тесная взаимосвязь. Пафос – трагический.
Композиция: В сюжете произведения описывается жизнь сторожа-рыбака. Конфликт в произведении скрытый: происходит внутренняя борьба в душе старика. С одной стороны – привязанность старика к лебедю, с другой – необходимость отпустить птицу. Пролог: рассказ ведется от лица барина, который пришел к сторожу рыбачьей саймы Тарасу, подробно описывается погода, избушка рыбака глазами барина. В экспозиции повествуется о том, как старик ищет лебедя, уплывшего далеко от дома. В развитии действий старик рассказывает, как он приручил лебедя, как им живется, как приемыш ладит с хозяйской собакой. Кульминация - уход лебедя со стаей. В развязке старик рассказывает об уходе лебедя, как они прощались. Эпилог: старик остается с собакой, грустит о том, что его покинул приемыш, он очень скучает.
Очень жаль Тараса, т. к. он остался один, хотелось бы чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но это невозможно: приёмыш – это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья.
Таким образом, рассказ говорит о милосердии, умении беречь природу. Он учит принимать тот факт, что дикие животные и птицы не могут жить в неволе. Старый сторож Тарас понял на собственном примере, как важно уважать право выбора и свободу любого существа. Опыт подсказал ему, что выращенный им лебедь «затоскует и захиреет» с ним зимой. Так Тарас выпускает лебедя на волю и надеется, что Приемыш когда-нибудь заглянет к нему снова по собственному желанию.
4. Литературная сказка в творчестве Мамина-Сибиряка (анализ сказок по выбору)
Сказка «Серая Шейка» входила в сборник Д. Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки» 1892 года.
Произведение относится к жанру авторской сказки о животных. «Серая Шейка» - это небольшое произведение, которое отличается своей сюжетной завершенностью, фантастичностью, занимательностью и морально-нравственной направленностью. Основными приемами становятся олицетворение, аллегория, которые также приводят к выводу о том, что перед читателем находится сказка.
Название сказка получила по имени главной героини – Серой Шейки. Именно так называли утку-калеку. Такое имя ей дали неслучайно: весной она сломала себе крыло.
Повествование ведется от третьего лица, что позволяет переносить свойства животных на людей.
В центре сказки «Серая шейка» - социально-нравственная проблематика. Произведение направлено на воспитание у читателей чувства доброты и милосердия. Автор показывает, что в любой ситуации нужно продолжать бороться, даже если совершенно нет сил и шансов выжить. Чтобы существовать и добиваться успехов, необходимо быть сильным и смелым человеком, готовым пройти все жизненные трудности и испытания.
Д. Н. Мамин-Сибиряк в своей сказке показывает то, что любая трудная ситуация имеет выход, что нужно всяческими путями искать его.
Автор поднимает в произведении проблему милосердия и доброты. Писатель подчеркивает необходимость помогать другим людям (в данном случае – беспомощному утенку).
Таким образом, сказка «Серая Шейка» поднимает вечную тему добра и зла. Д. Н. Мамин-Сибиряк показывает, что добро всегда побеждает зло. Добрый поступок старика, который помог Серой Шейке, спасает ее от злого хищника, охотившегося на главную героиню.
5. Актуальность творчества писателя для современных читателей-детей
Актуальность творчества определяется тем, что в современной школе таким величайшим детским писателям, как Мамин-Сибиряк, уделяется совсем мало внимания, изучают лишь пару его произведений, но ведь его творчество не ограничено двумя сказками, оно намного обширнее и интереснее.
Темы, которые он затрагивает, актуальны и в наше время: даже сейчас, в цивилизованном обществе, много детей, которые оставлены на произвол судьбы и вынуждены сами себе добывать средства для существования, им не оказывается никакая помощь; мир так же делится на богатых и бедных; люди не ценят окружающий мир, природу, не умеют к ней бережно относиться; у многих из нас, тем более у школьников, нет чувства Родины, они не ценят то место, где родились, где растут и живут.
Таким образом, произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей направлены прежде всего на воспитание нравственности, ее пробуждение в детской душе. Морально-нравственные качества, по мнению писателя, – это гуманность, любовь к природе, к своей Родине, трудолюбие, взаимопомощь и взаимоуважение, верность в дружбе, милосердие. В сказках Мамин-Сибиряк обличает человеческие пороки, такие как хвастливость, трусость, глупость и т. п., а сказочная, интересная форма повествования позволяет донести юным читателям, как поступать не нужно, а как, наоборот, стоит поступить в той или иной ситуации. Ведь это очень важно, чтобы тексты были не только полезными, познавательными, но, и чтобы читать их было интересно, занимательно и приятно.