Людмила Васильевна Михальчук
Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад для родителей
«Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека»
музыкального руководителя Михальчук Л. В.
Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его раннего
детства. Голос матери, щебетанье птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, такой же неповторимый и единственный, как уголок родной земли.
Публикация «Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека» размещена в разделах
Музыка, как искусство звука зарождается там, где живут звуки; её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды, а порой она таится даже в тишине и безмолвии.
Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является истинно прекрасным.
Мы чувствуем, окружающие нас звучания не похожи друг на друга,
Что все они очень разные – высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так, как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес. Почему так происходит?
Не потому ли, что прозрачность берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели сомкнутые сумрачной цепью, могут петь только глухо и низко?
Зрительный образ соответствует звуку: в природе редко нарушается это правило.
Разные предметы и явления имеют своё собственное звучание, что звуки неодинаковы - они бывают низкими и высокими, глухими и звонкими, тихими и громкими.
Не означает ли это, что музыка, выражающая звуковое богатство мира,
создала множество совершенно различных инструментов – певучую скрипку и нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый фагот, звонкую гармошку и величественный орган? Каждый из этих музыкальных инструментов, обладающих своим тембром, возник не сам по себе, а как отклик на многообразие мира:
ведь если даже деревья поют каждый по – своему, то тем более не похожи звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости.
Таким образом, музыка тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью, её буднями и праздниками, временами года, характерами и обликами людей, запахами, цветами.
Музыка переплавляет всё это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд энергии и страсти – заряд, состоящий из мельчайших частичек человеческих чувств,
страданий и надежд.
Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик,
ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство.
Искусство присутствует в мире, как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.
Именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда желая выразить высшую прелесть мира, он говорит: «музыка природы», «музыка души»…
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души»
предстаёт как особый внутренний свет, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонности повседневности.
Может быть, секрет нашей отзывчивости и заключается в том, что мы носим прежде всего в себе эту музыку, которая тем сильнее, чем больше мы бережём этот дар изначальной искренности и чистоты? Всё, что нам приходится делать, мы окрашиваем нашим эмоциональным отношением к окружающему миру.
Есть в мире явления, которые не выразишь словами, их стихия – музыка с её текучестью, переменчивостью, игрой красок, состояний.
Не случайно, говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.
В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один – видимый – составляет внешние события, например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки и т. д. Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни : ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце» Самого главного глазами не увидишь».
Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его сущность, однако внутреннее содержание нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонации голоса. Мы говорим: «Этот человек духовно богат», когда его поступки, слова убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего
внешние проявления искренностью и глубиной. Точно так же, мы можем отметить чью – то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными интересами.
Музыкальные произведения в какой – то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку : одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.
Разумеется, людям нужна всякая музыка : для отдыха, танцев, занятий спортом. И часто такая музыка бывает хорошей настолько, насколько она отвечает своим задачам.
Следовательно, в искусстве, как и в жизни, есть два плана: внешний и внутренний, поверхностный и глубинный.
Наверху находится та её часть, которая не составляет никакой тайны, потому что «обслуживает» события внешней жизни. В глубине таится тот пласт, к которому подобраться не так – то просто - ведь его понимание требует известной зрелости души, опыта, мудрости.
Означает ли это, что понять подлинное искусство под силу д лишь много пожившему и много испытавшему человеку?
Здесь всё обстоит несколько сложнее. Ведь жизнь одного человека не так – то уж велика и богата событиями, и опыт её недостаточен, чтобы разобраться в глубинах мудрости и философии, заключённых в произведениях искусства.
Недаром ещё древние говорили: Жизнь коротка, искусство вечно».И, действительно, какая часть жизни уходит на выполнение пусть необходимых, но незначительных дел и как мало остаётся для приобретения душевного опыта.
Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь – ведь в нём, таком большом, заключён опыт всего человечества, всех времён, стран, сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени, умеет открыть человеку то, на что порой самому ему не хватает целой жизни.
И каждое такое открытие даёт возможность и в самом искусстве находить всё больше, обогащать свой опыт и знания, воспитывать чувства – словом, создавать
свой собственный духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает по - настоящему полной.
Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.
Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынося тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Ф Бодлера «Плаванье».
,. «встреча безмерности мечты с пределностью морей» обозначает такие горизонты человеческой мечты, в сравнении с которыми даже моря - эти известные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.