Лариса Суслова
Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад музыкального руководителя
Сусловой Ларисы Михайловны
(МАДОУ «Детский сад №296 г. Перми»)
(педагогический совет по теме «Здоровье-сберегающие технологии в условиях ДОУ»)
По данным всемирной организации здравоохранения сейчас наблюдается большой рост психологических заболеваний, это не случайно, ведь мы отражаем всё то, что происходит в современном мире. Безусловно, всё это сказывается и на детях. ВОЗ призывает сегодня заботиться о психологическом здоровье не меньше, чем о физическом.
Публикация «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей» размещена в разделах
В настоящее время мы, педагоги ДОУ, стали замечать повышенную агрессивность, конфликтность детей, и, к сожалению, гиперактивность становится сегодня «нормой». Как следствие мы наблюдаем повышенный травматизм детей. Поэтому одной из наших основных задач является коррекция данной ситуации. В свою очередь, я как музыкальный руководитель, зачастую обращаюсь к воздействию классической и любой другой «положительной музыки»(добрые детские песни, музыка для релаксации, музыка со звуками природы).
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон, Авиценна считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Это объясняется тем, что наша нервная система излучает определённые биоритмы, которые нарушаются при стрессе, что ведёт к заболеванию, а музыка помогает нам восстановиться, благодаря воздействию на нас определённых вибраций и ритмов.
(Задать вопрос воспитателям : «Как вы думаете, какие результаты может приносить ежедневное прослушивание хорошей музыки?»)
Музыкально- оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление в воспитании дошкольников. Результатами её являются:
-Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
-Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
- Поддержание и сохранение психологического здоровья.
-Организация благополучного психологического климата в группе.
Музыкотерапия- одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Существует много различных методик в этом направлении, к примеру, слушание правильно подобранной музыки с выполнением игр и психогимнастических этюдов Маргариты Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека- звучание ударных инструментов даёт ощущение устойчивости, уверенности в будущем, помогают физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причём, медные духовые мгновенно пробуждают человека от сна.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно, гитара и скрипки, способствуют развитию чувства сострадания.
Вокальная музыка воздействует на весь организм, особенно, на горло, сердечно-сосудистую, нервную системы, известно, что пением лечат заикание.
Также музыка непосредственно влияет на дыхание (быстрая ритмичная музыка ускоряет дыхание, спокойная- наоборот) и температуру тела (громкая с сильными ритмами способна повысить температуру и даже согреть в холод).
В качестве пожелания хотелось бы посоветовать избегать слушания детьми органной музыки, так как орган- это музыкальный инструмент, который излучает вредные для здоровья инфра звуки, в отличие от полезных- ультра звуков, такие звуки действуют несколько угнетающе на нервную систему, особенно, детскую.
Интересной представляется методика Ольги Арсеневской:
В ДОУ музыка необходима в течение всего дня. Но она не должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток и деятельности детей.
Хорошо, если утром в группе будет встречать воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть и не совсем заметная, но всё- таки психологическая травма, связанная с отрывом от дома,поэтому одной из оздоровительных задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом-детский сад!И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки со звуками природы. Дети и воспитатели в таком случае будут на подсознательном уровне успокаиваться.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде «Подъём!».Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания.
В своём докладе ещё хотелось бы рассказать о теме музыкально-валеологического воспитания в ДОУ. На своих музыкальных занятиях всегда использую элементы валеологической работы, например, игровой массаж (массаж ушных раковин- для активизации внимания, хлопки по ногам, быстрое растирание ладоней-для того, чтобы взбодрить детей, массаж бровей, лёгкий самомассаж шеи-для снятия напряжения. Занятие начинаю с весёлых, жизнеутверждающих распевок и артикуляционных гимнастик("Пылесос", "Жук", "Муха", "Сильный, слабый ветер", "Мотор", гимнастика для языка).В середине занятия или в конце внедряю релаксационные «минутки тишины», к примеру под спокойную музыку ребята выполняют упражнение «звёзды».
В завершении доклада хотела отметить, что подборки музыки будут предоставляться мною в группу, с последующим обновлением их 1-2 раза в месяц.
В планах также «подключить» к этому направлению психолога с целью мониторинга психологического климата в группах,как до, так и после внедрения в работу данного направления. Результат предлагаю оценить по окончанию учебного года.
Примерный список музыки
Музыка для встречи детей:
А. Лядов «Музыкальная табакерка».
Песни группы «Барбарики».
Музыка для засыпания:
П. Чайковский «Танец феи Драже».
Ф. Шуберт «Аве Мария».
Музыка для пробуждения:
Э. Григ «Утро».
Н. Римский –Корсаков «Полёт шмеля».