Березина Надежда
Прогулка как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о птицах родного края
Введение
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. В. А.
Поэтому формирование представлений детей о природных объектах, в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде. А если представить себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев. Прививать любовь к птицам надо с самого раннего возраста. Как же приучить детей беречь и охранять птиц, всё живое, окружающее нас?
Публикация «Прогулка как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о птицах родного края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Птицы нашего края, области
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Формирование представлений дошкольников о птицах родного края возможно при определённых условиях : формирование элементарных экологических представлений о природе (о птицах как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); воспитании гуманно- деятельного отношения к птицам, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.
Прогулки дошкольников, как средство ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
У детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
1. Теоретические основы проблемы формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о птицах родного края, посредством прогулок.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. [26,с. 28-29]
В своих работах об этом и говорит Кущ Н. В: «знакомство в первую очередь с птицами и другими животными родного края, которые могут стать объектом наблюдения для детей и должны стать основой экологического образования детей. [8]
Н. А. Рыжова, определяя принципы отбора содержания экологического образования детей дошкольного возраста, выделяет в том числе принцип регионализма. «В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма» [2,с. 98]. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [12, с. 17].
Систематизация знаний о птицах происходит на основе установления временных (когда и что происходит) и причинно-следственных (почему так происходит) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за птицами родного края, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
Наблюдение - это один из основополагающих методов в прогулке. Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. [5,с. 100]
Большое значение в ознакомлении дошкольников с птицами имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познания экологических закономерностей природы. [1,с. 2] [1,с. 51]
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — в соответствии с концепцией автора про граммы «Юный эколог» С. Н. Николаевой - предполагает, во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии [23, с. 21].
2. Особенности формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о птицах родного края.
Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе, к птицам родного края. Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о птицах и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Анализ программ показал, что в некоторых программах не уделяется внимание формированию у детей представлений о птицах в таких как : "Планета - наш дом" (И. Белавина, Н. Найденская) и "Мир вокруг нас" (Т. И. Попова).
Большое внимание птицам уделяется в программах "Тропинка в природу" (В. В. Смирнова, Н. И. Болцева). В ней представлены разделы в которых даются представления об основных функциях органов птиц; формируются представления об потребностях отдельных птиц в свете, тепле; как птицы приспосабливаются жить в разных средах обитания; даются представления о домашних птицах и уходе за ними.
В программе "Мы" (Н. Н. Кондратьева) представлены разделы : отношения к птицам; приспособление к среде обитания. Предлагаются множество конспектов занятий о птицах в разных возрастных группах.
Программа "Семицветик" (В. И. Ашиков, С. П. Ашикова) нацелен на на культурно-экологическое образование детей, развитие в них, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Представлены разделы "Царство птиц" огромен материал о мире птиц планеты, ребёнок может узнать, что мир птиц даёт человеку, как птицы помогают человеку. [1]
Программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой состоит из десяти блоков и нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. [21,с. 26] Половина программы рассматривает область неживой природы, три блока посвящены живой природе – растениям, животным, птицам и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей. Автором, написаны экологические сказки, придуманы «письма животным». [22,с. 28]
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог»- включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развитие ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. [1,с. 13-14] Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Что касается представлений детей о птицах, то детей знакомят со следующим: «птицы - наземно-воздушные животные, они приспособлены летать по воздуху, питаться в светлое время суток тем, что находят на земле и на воздухе (семенами растений, насекомыми и мелкими животными). Для их содержания необходимы: светлое место, достаточное воздушное пространство, разнообразие корма, в весенне-летний период нужны гнезда для выведения потомства». [17, с. 19]
Детей знакомят с характерные особенности внешнего облика, поведения. Дети выясняют, как приспособлены к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Узнают, что зима очень трудный период для птиц : мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Разные птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это – перелетные птицы; другие на юг улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это – зимующие птицы. [18,с. 21]
Есть различные методики наблюдения на прогулках в экологическом образовании, такие как: у Николаевой С. Н. недельная методика ознакомления дошкольников с птицами, у Рыжовой Н. А. блоки занятий по наблюдению, у Лаврентьевой Н. Г. месячная методика проведения наблюдений.
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников показал большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, способов его взаимодействия с природой, с животными. А для этого нужно интенсивное экологическое образование, начиная с дошкольного детства. На основание анализа, нами было отобраны содержания для работы с детьми по проблеме формированию представлении о птиц родного края.
3. Методика руководства прогулкой, как средством формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о птицах родного края.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. А помогут в этом ежедневные прогулки, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Здесь, как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в познании, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях. [6, с. 49] Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для формирования представлений детей о птицах родного края. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, — это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Одной из задач прогулки является : 1. Способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей.
2. Познакомить детей с родным краем, в том числе и с птицами, живущими рядом.
Таким образом, на прогулке при ознакомлении детей с птицами родного края, решаются в единстве три задачи: формирование знаний о птицах, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Существует несколько видов прогулок в детском саду, где можно решить задачу по формированию представлений о птицах родного края
1. По месту проведения: на территории участка детского сада и за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).
2. По содержанию:
- традиционная
-тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (птицы, животные, облака, деревья и т. д.)
-целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние;
-экскурсия: 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
-поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.
Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с птицами родного края. Мангушева и Кущ придавали большое значение тому, что: «Не всегда птицы прилетают именно тогда, когда нам этого хочется. Поэтому воспитатель должен быть готов к наблюдению за птицами в любой момент и использовать появившиеся возможности. Заранее планировать последовательность наблюдения, свои действия.». [8, с. 4] Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей. [15,с. 59]
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи по формированию представлений детей о птицах родного края. В работе по ознакомлению детей с птицами необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Саморукова подчеркивает, что выбор методов и необходимость их комплексного использования определяются возрастными возможностями, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Одним из действенных методов знакомства детей с птицами родного края является наблюдение, которые направлены на формирование у детей представлений о реальных размерах птиц, их окраске, их повадках, поведении, которое меняется в связи с сезонными изменениями среды обитания.
Регулярные наблюдения на прогулке за птицами вызывают у детей большой интерес к ним. Нам известно, что наблюдение - специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
В современной педагогике существует классификация наблюдений:
По времени (кратковременные и длительные).
От места проведения (естественная среда и специально организованная).
По количеству детей (индивидуальные, групповые, фронтальные).
От инициатора (самостоятельное наблюдение, с подачи воспитателя).
От дидактических задач (первичное, повторное, итоговое).
Наблюдение- это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова).
Окружающая жизнь и природа даёт возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на птиц, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать следующую последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений у детей; проводятся сопоставления; делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Чтобы продлить интерес к наблюдению за птицами на прогулке, взрослый должен широко использовать привлечение самих детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим, вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения. Развитие ребёнка зависит и от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Создание предметно-развивающей среды на улице развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной деятельности.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей, где можно решать задачу по формированию представлений о птицах родного края. Содержание и формы её организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена растений для птиц, урожай на огороде, зимой могут убрать снег от кормушек птиц. Необходимо стремится сделать детский труд результативным, приносящим пользу.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение знаний о птицах, овладеть способами познания позволит и игра. Кущ и Мангушева подчеркивают, что подвижные и пальчиковые игры «птичьей» тематики, включенные в процесс познавательной деятельности, могут не только значительно разнообразить формы работы, закрепить представления детей, поддержать интерес к птицам, но и стимулировать двигательную активность, развивать мелкую моторику. Такие дидактические игры как, например «Чего не хватает», «У кого какой клюв», «Чей это детеныш?», «Кто пообедал в птичьей столовой», «Кто где построит дом», «Чьи это ноги» закрепляют представления детей о внешнем виде, о пищевых предпочтениях, местах обитания птиц [8]. Развить положительные эмоции по отношению к птицам помогут игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к птицам. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения птиц. Полезные игры на прогулке, при помощи которых расширяются знания и представления детей о птицах это дидактические игры (кубики, лото, сюжетные игры («Сорока», «В гости к семье воробья» и т. д., где происходит закрепление знаний детей о птицах родного края.
При индивидуальной работе так же происходит работа по формированию представлений о птицах. Например: при работе по развитию речи ребенка: разучивание потешки («Сорока- белобока») или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. д.
А эффективность прогулки при формировании представлений детей о птицах родного края, обеспечат условия выполнения воспитателем следующих требований:
1. Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач прогулок.
2. Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения.
3. Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе прогулок.
4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей.
5. Сопровождение прогулки точным и конкретным словом. [16,с. 10].
Итак, экологически правильные организация и оборудование зоны природы на прогулке - это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду.
Список литературы:
1. Ашиков, В., Ашиков, С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – №7. – 2005. – с – 2-5; №11. – 2005. – с. 51-54
2. Введение в психологию. Под общей редакцией проф. А. В. Петровского. –М. : Академия, 1996. – 439 с.
3. Вовк, Г. А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду) : книга для воспитателей детских садов / Г. А. Вовк, Л. С. Згурская. – Благовещенск, 2002. - 164 с.
4. Гурович, Л., Иванова, Е. Наблюдая - познаем/ Л. Гурович, Е. Иванова// Дошкольное воспитание №1.- 1991 г. - С. 4-14
5. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Г. А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 415 с.
6. Ельникова, К. И. Птицы в нашем доме/ К. И. Ельникова// Дошкольное воспитание №8. – 1981 г. – С. 49 –50.
7. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114.
8. Кущ Н. В., к. психол. н., доцент, Мангушева М. Ф., ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко", г. Глазов ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПТИЦАМИ РОДНОГО КРАЯ
9. Кущ Н. В., Мангушева М. Ф. Знакомим детей с птицами родного края
10. Кущ К. В., Мангушева М. Ф. Знакомим детей с миром наскомых Удмуртии: Учебно- методическое пособие/ Изд-во ИПК и ПРО УР. - Ижевск, 2008. - 184 с.
11. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1988. – 270 с.
12. Малашенкова, Е. А. Прогулка в детском саду : организация и планирование к разделам «Человек и общество», «Человек и рукотоворный мир» / Е. А. Малашенкова. - Мозырь : Содействие, 2011. - 48 с.
13. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П. Г, Саморуковой. – М. : Просвещение, 1991. – 240 с. : ил. 95-100
14. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада – М. : Просвещение, 2002.
15. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
16. Николаева С. Н Создание условий для экологического воспитания детей : Методические рекомендации для дошкольных учреждений : - М. : Новая школа, 1993. – 32 с.
17. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дет. саду. – М. : Мозайка - Синтез, 2003.