Зухра Смирнова
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье. Воспитание без наказаний
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.
(сообщение к родительскому собранию)
Цель: предупреждение жестокого обращения с ребенком в семье.
Задачи:
• познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
• повысить правовую грамотность родителей в сфере ответственности за жестокое обращение с детьми;
Публикация «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье, Воспитание без наказаний» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
• повысить педагогическую и психологическую грамотность на тему форм и последствий жестокого обращения;
• познакомить с приемами воспитания без наказаний с учетом особенностей здоровья;
• содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.
Содержание.
В группе в течение дня возникает много ситуаций, когда имеется риск получения ребенком ушибов. Многие дети в дошкольном возрасте трудно управляемы, они еще не могут длительно удерживать внимание и выполнять указания взрослых. Многие дети не понимают, что могут принести другому ребенку своими действиями боль. Причем агрессия может наблюдаться у детей не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям.
В дошкольном возрасте основную роль в формировании моделей поведения играет именно семья, а затем такие социальные институты, как детский сад или организации дополнительного образования (кружки, секции). Почему? - Наиболее близкий и значимый круг для дошкольника – это его семья, его родные люди, с кем он общается каждодневно. Влияние близких людей на поведение и эмоциональное состояние ребенка наиболее весомо. Именно в особенностях семейного взаимодействия, способах семейного воспитания кроется одна из причин непослушания, агрессивного поведения.
В итоге круг замыкается:
- мы показываем неконструктивные модели поведения своими действиями, словами =
- ребенок впитывает неконструктивные, но наиболее эффектные приемы взаимодействия с окружающими (например, крик) и использует их в группе, дома, на улице =
- мы, взрослые, при непослушании ребенка используем привычные приемы воспитания, которые позволяют достичь быстрого, но - непродолжительного результата (обычно это – неконструктивные способы порицаний, часто – телесные формы наказаний) =>
- ребенок еще более утверждается в том, что использование силы – лучший способ достижения цели.
По данным российской статистики:
• насилие, в той или иной форме, совершается в каждой четвёртой российской семье,
• около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями,
• более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье,
• 25 тысяч из них находятся в розыске,
• около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью.
В конституции РФ и в Семейном кодексе закреплено: Родитель (законный представитель) обязан выполнять родительские обязанности по отношению к несовершеннолетнему ребенку по трем направлениям: по содержанию (обеспечение условий для жизни и здоровья несовершеннолетнего, по воспитанию (обеспечение условий для развития гармонично развитой и социально направленной личности, по обучению (обеспечение условий для получения несовершеннолетним необходимого образования). Выполнение родительских обязанностей связано с соблюдением прав ребенка. При нарушении прав ребенка наиболее остро стоит вопрос о жестоком обращении.
Существует 4 формы жестокого обращения: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое (или эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка. Наиболее актуальны в дошкольном детстве физическое насилие, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка.
Физическое насилие - нанесение физических повреждений, телесные наказания. Это также изоляция в темной комнате, изоляция в угол, лишение еды. Когда взрослый наказывает маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Это нередко сказывается в детском саду, когда ребенок приходит и находит свою жертву, на которой он также может возместить выплеснуть весь свой негатив.
Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство.
Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
Физические повреждения видны при медицинских осмотрах… При их обнаружении у ребенка сотрудники детского учреждения обязаны сообщить в полицию и органы опеки, особенно при повторном или регулярном наблюдении.
Пренебрежение основными нуждами ребенка - это неспособность родителей удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Психическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Главная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого!
Недопустимы любые формы наказаний, ущемляющие права ребенка, любые модели воспитания, несущие угрозу жизни и здоровью ребенка.
Родителям должны быть известны и неприемлемые методы наказания:
Нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если ребёнок плохо ведёт себя за столом, то не забирать еду, а отсадить в другое место, лишив радости совместной трапезы или дополнительной «вкусняшки».
Нельзя не выпускать ребёнка на прогулки, если он не приходит вовремя или плохо ведёт себя на улице. Можно лишь ограничить их длительность и частоту, чётко следя за выполнением Ваших требований.
Нельзя наказывать трудом, это отобьёт желание ребёнка в дальнейшем Вам помогать.
осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр телепередач, игра в телефоне, компьютер, лакомства и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.
Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:
1. Уважение.
2. Физическая забота.
3. Похвала и призы.
4. Внимание.
5. Доверие.
6. Любовь.
Раздача информационных листков «Воспитание без телесных наказаний».