Елена Петрова
Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Плоскостопие также чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отразиться на осанке.
В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование не завершено. Изменение формы свода стопы приводит не только к местному ухудшению их функций, но и по мере дальнейшей деформации стопы к изменению положения таза, нарушению правильного положения позвоночника, что ведёт к нарушению осанки. Поэтому для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, требуется систематическая коррекционная работа на занятиях и в свободной деятельности детей.
Публикация «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В процессе повседневной работы с детьми мы наблюдали их индивидуальное поведение. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях: при ходьбе, сидя и лёжа. При внимательном наблюдении во время занятий, игр, сна, ходьбе дети принимают неправильные позы, сутулятся. Понимая проблему, мы пришли к выводу, что работу по профилактике необходимо вести в постоянном режиме во всех видах деятельности.
Это и определило наши задачи:
1. Формировать правильную осанку (контроль, профилактика, коррекция).
2. Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе использования средств физического воспитания.
Мы знаем, что воспитательная работа будет иметь успех, если она проводится в тесном контакте с родителями. Поэтому свои начинания мы решили осуществлять при их поддержке.
Сделали кресло «Правильной осанки», которая помогает контролировать правильность осанки и укрепить позвоночник ребенка. Контроль осанки можно осуществлять у стены: ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком, чтобы ребенок мог вплотную встать к стене, контролировать положение позвоночника, выравнивать и держать спину. У стены проводится индивидуальная работа с детьми. Даются различные динамические упражнения: отведение рук и ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек. ; расслабление – от 6 до 12 сек.
Во время утренней гимнастики, физминуток или на физкультурных занятиях часто проводим упражнения с предметами на голове (мешочки, наполненные крупой, мячи, кольца). Эти упражнения способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы, и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; приседаниях; ходьба на коленях, не уронив при этом положенный на голову предмет. Также выполняем упражнения на координацию движений. Здесь были весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. На прогулке используем различные игры с этой целью.
Все упражнения и игры способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Во время бодрящей гимнастики (куда входят упражнения на коррекцию осанки, дыхательные упражнения, самомассаж) проходят по массажным дорожкам - это и закаливание, и профилактика плоскостопия.
Массажные дорожки мы сделали сами с привлечением родителей (использовали нестандартный материал). Изготовили массажные тапочки.
Мы считаем, что вот такое нестандартное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.
Одновременно мы начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула; правильно ходить и стоять.
В группе мы повесили картинки (плакаты, изображающие правильную осанку за столом.
Оформили папки – передвижки, комплексы коррекционных игр и упражнений, картоте