Юлия Ермакова
Консультация для родителей «Профилактика нарушений письма»
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика нарушений письма»
К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). Но данные условия соблюдаются не всегда. И более 50% детей (по данным обследования детей при записи в первый класс) поступающих в первый класс имеют речевые нарушения различной структуры и степени выраженности
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика нарушений письма“» размещена в разделах
Речевые игры и упражнения.
Упражнения, направленные на развитие фонематических процессов и слухового восприятия:
• Игра «Угадай, откуда звук»;
• Игра «Угадай, что/кто звучит» (различение различных звучащих предметов, голосов животных, людей на слух);
• Игра «Оркестр» (повторить ритм заданный педагогом на детских музыкальных инструментах»;
• Назови слово, которое отличается от остальных (УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА – ТАЧКА – ТАЧКА –ТАЧКА);
• Найти/подобрать слова на заданный звук;
• Игра с мячом «Я знаю пять слов со звуком…»;
• Найти место звука в слове (начало, середина, конец);
• Игра «Назови первый/последний звук» (выделение первых/последних звуков в словах);
• Игра «Кто внимательнее?» (выделение слов с заданным звуком из предложения, стихотворного текста);
• Игра «Найди пару» (выделение из стихотворного текста пары слов, отличающихся одним звуком: Накоси травы, коса. – Будет сытая коза и т. п.)
Упражнения, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи:
• Упражнение «Назови всё вместе одним словом» (подбор обобщающего слова);
• Упражнение «Четвертый лишний» (исключение лишнего слова по лексическому признаку);
• Упражнение на называние детёнышей животных (и наоборот);
• Игра «Один – много» с перекидыванием мяча (подбор существительных множественного числа);
• Игра «Назови ласково» с перекидыванием мяча (подбор уменьшительно-ласкательных существительных);
• Упражнение «Части» (название частей целого);
• Игра «Хвастунишка» – использование сравнительной степени прилагательных (у меня дом большой, а у меня еще…больше);
• Игра «Опиши игрушку» (подбор качественных прилагательных к существительному);
• Игра «Моя конфета» ( образование прилагательных от существительных: конфета с малиновым вкусом – малиновая);
• Игра «Скажи наоборот» с перекидыванием мяча (подбор слов-антонимов);
• Упражнение «Что делает?» (подбор глаголов к существительному);
• Упражнение «Составь предложение» (с заданным словом или по сюжетной картинке);
• Игра «Сочини сказку» (составление рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин может выполняться индивидуально или несколькими детьми).
Упражнения, направленные на развитие зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
• Упражнение «Узнай предмет» (предъявление детям контурного изображения предмета);
• Упражнение «Найди предмет» (предъявление зашумленного изображения предметов или контурных изображений предметов, наложенных друг на друга);
• Упражнение «Узнай предмет по части» (предъявление изображения части предмета);
• Упражнение на развитие понимания предлогов с опорой на сюжетную картину (Что ты видишь НАД? ПОД?ПЕРЕД? и т. д.);
• Упражнение на употребление предлогов с опорой на сюжетную картину (Где находится самолёт? Где лежит кубик? и т. д.);
• Упражнение «Покажи своего часть тела» направлено на ориентировку в схеме собственного тела;
• Упражнение «Покажи часть тела другого человека» направлено на ориентировку в схеме тел человека, стоящего напротив;
• Игра «Зеркало» (повторение за педагогом различных поз тела и пальцев);
• Игра «Изобрази» (дети самостоятельно придумывают позы или изображают фигуры, буквы, цифры);
• Упражнение «Назови что вокруг», направлено на ориентировку в пространстве;
• Игра «Кто где стоит?» (дети по инструкции педагога выстраиваются в определенной последовательности, называют перед/за кем они стоят);
• Упражнения, направленные на ориентировку на листе бумаги (название углов верхний правый, нижний левый и т. д.);
• Игра «Разложи фигуры/предметы» (дети раскладывают геометрические фигуры/предметы по инструкции педагога);
• Игра «Нарисуй фигуры/предметы» (дети рисуют геометрические фигуры/предметы на листе бумаги по инструкции педагога);
• Игра «Муха» на игровом поле разделенном на 25 квадратов (дети передвигают пуговицу-«муху» по инструкции педагога: одна клеточка вправо, две клеточки вниз и т. д.).