Алла Горбунова
Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
доклад на заседании ГМО воспитателей
групп раннего и дошкольного возраста
Подготовила
воспитатель
Горбунова А. Г.
город Покачи
2020 г.
в дошкольном образовательном учреждении»
Проектная деятельность представляет собой тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах.
Публикация «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.
Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной - все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением.
2. Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
В ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный.
3. Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявления самостоятельной активности.
Субъективность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения.
4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.
Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима. Поэтому прежде чем приступить к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.
5. Проектная деятельность имеет адресный характер.
Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольников.
Виды проектной деятельности.
Выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации: исследовательский, творческий и нормативный проекты.
Исследовательский проект.
Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.
Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательский задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой. Вторая стратегия предполагает внимате-льное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются.
На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Старшие дошкольники могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интеренете, телевизионной передаче и т. д.
Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования. Опираясь на альбом, ребенок легко запомнит ход выполнения проекта и постепенно освоит алгоритм поиска ответа на любой вопрос.
Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны помнить о том, что автором проекта является ребенок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап оформления проекта.
Третий этап-презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В случае необходимости они могут помочь ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.
Четвертый этап. После презентации работа с проектом не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.
Исследовательские проекты не только обогащает дошкольников знаниями и стимулируют их познавательскую активность, но и влияют на содержание игр детей. Исследовательские проекты могут помочь ребенку справиться со сложными ситуациями, которые встречаются в его жизни.
Творческий проект.
В ходе творческой деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило носит индивидуа-льный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться, не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Ребенок должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого, а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.
Одним из существенных отличий творческого проекта от исследовательского проекта является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).
На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых.
На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта. Педагог должен подвести их к идее, что обсуждаемая тема может лечь в основу коллективного проекта.
На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. По ходу высказываний педагог должен отмечать наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если дети их воспроизведут, напомнить о них.
На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.
На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы.
Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.
На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого ребята (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.
На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить продукт. Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих.
На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.
Нормативный проект.
Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Этот вид проектирования обладает всеми характеристиками проектной деятельности, он имеет ряд особенностей.
Проект такого типа всегда инициируется педагогом. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада. В качестве ситуаций, в которых норма необходима, выступают типичные, повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при которой каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативе детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые достаточно часто повторяются. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые редко встречаются в жизни группы, - такие правила невозможно удержать в сознании дошкольников.
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.
На третьем этапе педагог просит изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантасти-ческие сюжеты. Благодаря проживанию ситуации в воображаемом плане, подобные символические изображения позволяют детям сформировать и выразить отрицательное отношение к ситуации.
На четвертом этапе педагог просит детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок высказывает свое мнение, воспитатель просит детей выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе воспитатель просит детей зарисовать это правило, чтобы оно было понятно всем.
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, насколько полно в рисунках детей представлены необходимые детали.
Восьмой этап связан с оформлением правила и внесением его в книгу правил. Дети изображают «знак» правила. Один рисунок вносится в книгу правил-альбом, а педагог подписывает под ним соответствующее правило.
Понятно, что нормативный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.
Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основании на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.
И так участие детей в проектной деятельности позитивно влияет на развитие общей осведомленности и умственных способностей (познавательных и творческих). В дошкольном детстве творческие способности способствуют развитию таких качеств и умений детей, как самостоятельность, инициативность, определение собственной позиции, способность к преобразованию и выражению своего отношения к действительности с помощью символических средств и т. д. Иными словами, познавательные и особенно творческие способности помогают развитию и становлению детской субъективности.