МААМ-картинки

Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка

Татьяна Овчинникова
Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

"Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка"

Сегодня, в условиях стремительно изменяющегося общества, идет становление новой системы в сфере дошкольного, в частности музыкальногообразования воспитанников, направленной на реализацию Федеральных государственных требований.

Темочки:

Понимание этого заставило нас искать новые пути, способствующие достижению оптимального качества музыкального образования дошкольников; выбирать более эффективные средства музыкальногоразвития и воспитания детей на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одной из перспективных инновационных форм музыкально-образовательной работы, способствующей решению этой проблемы, является проект, специфической особенностью которого является его активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Использование метода проектирования в музыкальном образовании дошкольников предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта и способствует гармонизации взаимоотношений педагогов, воспитанников и их родителей благодаря тесному взаимодействию всех основных субъектов музыкально-образовательного процесса ДОУ в процессе работы над музыкальным проектом.

В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить воспитанника самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка творческой инициативы и активности в процессе реализации музыкального проекта.

Здесь было бы уместно обратиться к идее Л. Выготского о зоне ближайшего развития :

- если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную) часть работы он выполняет вместе со взрослым (музыкальным руководителем, воспитателем или родителем, то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнить полностью самостоятельно;

- если же сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к музыкальной деятельности, то и завтра он не сможет выполнить подобную работу.

Поэтому именно совместная музыкально-творческая деятельность ребенка со взрослым в ходе работы над музыкальным проектом даст воспитаннику возможность освоить новые знания, умения и навыки; способствовать качеству музыкального образования детей.

Кроме того, сравнительная характеристика традиционной и проектной формы музыкального образования дошкольников выявила положительные аспекты использования проектной формы работы в системе музыкального образования ДОУ.

Перед тем, как начать работу, определяют ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это построение взаимодействия на основе трёхвекторного подхода по внедрению технологии проектирования в музыкально-образовательный процесс ДОУ, основанный на тесном взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников.

Таким образом, внедрение проектирования в музыкальную деятельность, при условии тесного взаимодействия всех субъектов музыкально-образовательного процесса, позволит сформировать у детей следующие жизненные компетенции:

- проявление устойчивого интереса к музыкальному искусству;

- проявление творческой активности, любознательности, интереса к исследовательской деятельности в образовательной области «Музыка»;

- умение делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, умение ссылаться на источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, детского спектакля и т. д.)

- проявление умения поддерживать беседу, а так же высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Основной ЦЕЛЬЮ внедрения проектирования в музыкально-образовательный процесс ДОУ является следующее:

- способствовать качеству музыкального образования дошкольников;

- формировать у детей основы музыкальной, художественной и эстетической культуры средствами проектной деятельности;

-развивать познавательные, творческие навыки воспитанников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно - музыкальном пространстве.

Определяют следующие ЗАДАЧИ:

1) развивать музыкальность детей средствами проектной деятельности;

2) активизировать проявления творчества в образовательной области «Музыка»;

3) развивать эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания музыки;

4) повышать интерес и собственную активность детей в музыкальнойдеятельности через совместную поисковую деятельность;

5) содействовать средствами музыки возникновению чувства дружбы, доброты к близкому окружению.

Существуют основные ПРИНЦИПЫ реализации проектов в музыкальной деятельности дошкольников :

1. Гуманно-личностный принцип

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.

4. Принцип учета гендерных особенностей детей.

5. Принцип интеграции.

6. Принцип координации деятельности педагогов.

7. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

В процессе работы педагоги выбирают темы проектов, для каждого определяют свои цели, разрабатывают перспективные планы реализации проектов. На основе определившихся этапов разрабатывают алгоритм деятельности педагогической работы в процессе реализации выбранных музыкальных проектов, который включил в себя:

- Аналитико-проектировочный этап с разработкой планирования содержания всего музыкально-образовательного процесса ДОУ на основе тематики проекта, а также изучением необходимой методической литературы, интернет-ресурсов и курсовой подготовкой;

- Подготовительный этап, включающий в себя непосредственно организацию предметно-развивающей среды, проведение интегрированных занятий с детьми, а также консультации по реализации проектов в музыкальной деятельности с родительским коллективом.

- Внедренческий, в ходе которого происходит практическая реализация выбранных проектов в сочетании с творческими выставками по впечатлениям детей от прослушанных музыкальных произведений.

Таким образом, планомерная работа по реализации проектов

в образовательной области «Музыка» позволяет сделать следующие выводы:

1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников способствует качеству музыкального образования детей : формирует устойчивый интерес воспитанников к музыкальному искусству; активизирует творческий потенциал, самостоятельную активность воспитанников в музыкальной деятельности.

2. Использование метода проектов в образовательной области «Музыка»

с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей

3. Родители становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса.

Таким образом, работа над музыкально-творческими проектами органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 16:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Овчинникова (УИ 373859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД