Татьяна Овчинникова
Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
"Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей ребенка"
Сегодня, в условиях стремительно изменяющегося общества, идет становление новой системы в сфере дошкольного, в частности музыкальногообразования воспитанников, направленной на реализацию Федеральных государственных требований.
Темочки:
- Музыка. Проекты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Понимание этого заставило нас искать новые пути, способствующие достижению оптимального качества музыкального образования дошкольников; выбирать более эффективные средства музыкальногоразвития и воспитания детей на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одной из перспективных инновационных форм музыкально-образовательной работы, способствующей решению этой проблемы, является проект, специфической особенностью которого является его активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Использование метода проектирования в музыкальном образовании дошкольников предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта и способствует гармонизации взаимоотношений педагогов, воспитанников и их родителей благодаря тесному взаимодействию всех основных субъектов музыкально-образовательного процесса ДОУ в процессе работы над музыкальным проектом.
В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить воспитанника самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка творческой инициативы и активности в процессе реализации музыкального проекта.
Здесь было бы уместно обратиться к идее Л. Выготского о зоне ближайшего развития :
- если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную) часть работы он выполняет вместе со взрослым (музыкальным руководителем, воспитателем или родителем, то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнить полностью самостоятельно;
- если же сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к музыкальной деятельности, то и завтра он не сможет выполнить подобную работу.
Поэтому именно совместная музыкально-творческая деятельность ребенка со взрослым в ходе работы над музыкальным проектом даст воспитаннику возможность освоить новые знания, умения и навыки; способствовать качеству музыкального образования детей.
Кроме того, сравнительная характеристика традиционной и проектной формы музыкального образования дошкольников выявила положительные аспекты использования проектной формы работы в системе музыкального образования ДОУ.
Перед тем, как начать работу, определяют ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это построение взаимодействия на основе трёхвекторного подхода по внедрению технологии проектирования в музыкально-образовательный процесс ДОУ, основанный на тесном взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников.
Таким образом, внедрение проектирования в музыкальную деятельность, при условии тесного взаимодействия всех субъектов музыкально-образовательного процесса, позволит сформировать у детей следующие жизненные компетенции:
- проявление устойчивого интереса к музыкальному искусству;
- проявление творческой активности, любознательности, интереса к исследовательской деятельности в образовательной области «Музыка»;
- умение делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, умение ссылаться на источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, детского спектакля и т. д.)
- проявление умения поддерживать беседу, а так же высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Основной ЦЕЛЬЮ внедрения проектирования в музыкально-образовательный процесс ДОУ является следующее:
- способствовать качеству музыкального образования дошкольников;
- формировать у детей основы музыкальной, художественной и эстетической культуры средствами проектной деятельности;
-развивать познавательные, творческие навыки воспитанников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно - музыкальном пространстве.
Определяют следующие ЗАДАЧИ:
1) развивать музыкальность детей средствами проектной деятельности;
2) активизировать проявления творчества в образовательной области «Музыка»;
3) развивать эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания музыки;
4) повышать интерес и собственную активность детей в музыкальнойдеятельности через совместную поисковую деятельность;
5) содействовать средствами музыки возникновению чувства дружбы, доброты к близкому окружению.
Существуют основные ПРИНЦИПЫ реализации проектов в музыкальной деятельности дошкольников :
1. Гуманно-личностный принцип
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Принцип учета гендерных особенностей детей.
5. Принцип интеграции.
6. Принцип координации деятельности педагогов.
7. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.
В процессе работы педагоги выбирают темы проектов, для каждого определяют свои цели, разрабатывают перспективные планы реализации проектов. На основе определившихся этапов разрабатывают алгоритм деятельности педагогической работы в процессе реализации выбранных музыкальных проектов, который включил в себя:
- Аналитико-проектировочный этап с разработкой планирования содержания всего музыкально-образовательного процесса ДОУ на основе тематики проекта, а также изучением необходимой методической литературы, интернет-ресурсов и курсовой подготовкой;
- Подготовительный этап, включающий в себя непосредственно организацию предметно-развивающей среды, проведение интегрированных занятий с детьми, а также консультации по реализации проектов в музыкальной деятельности с родительским коллективом.
- Внедренческий, в ходе которого происходит практическая реализация выбранных проектов в сочетании с творческими выставками по впечатлениям детей от прослушанных музыкальных произведений.
Таким образом, планомерная работа по реализации проектов
в образовательной области «Музыка» позволяет сделать следующие выводы:
1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников способствует качеству музыкального образования детей : формирует устойчивый интерес воспитанников к музыкальному искусству; активизирует творческий потенциал, самостоятельную активность воспитанников в музыкальной деятельности.
2. Использование метода проектов в образовательной области «Музыка»
с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей
3. Родители становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса.
Таким образом, работа над музыкально-творческими проектами органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.