Светлана Загинайло
Проектная деятельность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»
И. Г. Песталоцци.
Метод проектов — это метод проблемного обучения, способ организации поэтапной практической деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми для достижения целей, определенных проблемой этого проекта. Он представляет собой своеобразную форму перспективного планирования образовательной работы с участием детей. В то же время, это специфическая педагогическая технология, по которой воплощают этот план.
Применение метода проектов в дошкольном учреждении направлено на стимулирование интереса детей к определенным проблемам и решение их через деятельность, а также практическое применение приобретенных знаний и расширение возможностей детей в самореализации.
Детская проектная деятельность имеет свои возрастные разграничения. До пяти лет проектную деятельность ребенка рассматривают на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль отведена взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему, что «заказывают» дети. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разных интересов ребенка; реализации ее потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлечённости совместной деятельностью со взрослыми. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять.
К концу пятого года жизни дети получают определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый, развивающий уровень проектирования, что и является уже настоящей проектной деятельностью ребенка. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Дети могут выделить (принимать) проблему, уточнять цель, способны выбрать необходимые ресурсы для достижения запланированного результата. Поэтому воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько приобщается к реализации идей питомцев. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.
Посредством проектной деятельности дети углубляют свое творческое отношение к окружающей действительности, учатся устанавливать причинно-следственные связи в мире. Достигая поставленных перед собой конкретных целей, дошкольники действуют сознательно, с удовольствием, без принуждения, ибо проблема, за решение которой они сознательно берутся, имеет для них внутреннюю ценность, связанную с их потребностями и интересами.
Обращение к методу проектов имеет существенные преимущества. Его применение активизирует, организует, нацеливает ребенка дошкольного возраста на творческую деятельность, познание. Происходит личностный рост детей, в частности:
• формируются: жизненная компетентность (ребенок приобретает дееспособность в разных жизненных ситуациях); эмоционально образная сфера; я – концепция («я могу», «я хочу», «меня принимают», «меня любят»); коммуникативные навыки;
• развиваются: креативность; самостоятельность в принятии решений; личностные качества;
• активизируется познавательная деятельность.
На каждом этапе проектной деятельности должно проходить межличностное общение. Благодаря применению различных методик ребенок получает полезную информацию, выясняет новые для себя знания и факты, совершает открытия, имеющие личностное значение. У детей формируются способы мыслительных действий, таких как: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, систематизация, обобщение и т. д. Взаимоотношения между участниками проектной деятельности регулируются конкретно средствами общения, в процессе которого формируются нравственные свойства личности, развиваются коммуникативные умения детей. Общение побуждает их к самопознанию. Благодаря реальности результатов проектной деятельности дети могут почувствовать удовольствие от собственной работы. Это также способствует образованию и развитию важных мотивов деятельности: познавательных, личностных, социальных и т. п.
Координатор проектной деятельности – педагог. Чтобы применять метод проектов в практике, педагог должен изменить свои педагогические позиции и взгляды. Он должен понимать, что успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и близкую перспективы, очертить план действий, ресурсов для выполнения и, реализовав собственный проект, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В своей профессиональной деятельности необходимо, безусловно, опираться на интересы ребенка, его возможности в реализации собственного Я через деятельность, свято чтить и благоговейно оберегать первые инициативы, поддерживая его творческую активность в самостоятельном поиске путей преодоления проблем. Это позволяет по-другому посмотреть на организацию педагогом жизненного и воспитательного пространства дошкольников, где ребенок должен найти все, чтобы удовлетворить свою индивидуальную программу развития. Из носителя готовых знаний педагог превращается в активного участника, соавтора, а иногда только в проводника к источникам знаний в творческой деятельности детей.
Важно, чтобы между участниками образовательного процесса преобладал демократический стиль взаимоотношений, предусматривающий понимание и принятие каждого дошкольника таким, каков он есть, проявление уважения к ребенку и его родителям — участникам проекта, оказанию им педагогической поддержки.
На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других форм работы, связанных с темой проекта, педагогам важно тщательно продумать и организовать в дошкольном заведении предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она была «фоном» к поисковой и других видов деятельности
Например, работая над проектом «Тыквенные посиделки», целесообразно оформить информационный уголок для детей, где будут предложены: иллюстрации, интересные объекты (маленькие тыквы разных форм и видов, изделия из тыкв, репродукции картин с тыквами, иллюстрированная кулинарная книга, детские энциклопедии и т. д. В групповой комнате целесообразно организовать детскую «лабораторию», где дети могли бы самостоятельно исследовать объекты соответственно темы (размер, форму, массу, крепость кожи тыквы). В игровом уголке необходимо систематизировать и выставить игры по соответствующей тематике. На территории детского сада организовать экологическую тропу к огороду, подготовить детей-экскурсоводов, которые будут проводить путешествия по этой тропе для своих товарищей.
На этапе планирования проекта с детьми следует использовать символы. Символ – это условное, упрощенное изображение. Символом может являться как предмет, так и рисунок. С самими символами детей лучше ознакомить накануне, проведя, скажем, дидактические игры «Найди пару», «Символ – сюжетная картинка».
Работу с символами проводят в три этапа.
1-й этап: определяют составляющие интересов по теме, рассматривают проблему. Что мы можем узнать?
2-й этап: намечают пути поиска. Где у кого будем узнавать?
3-й этап: определяют конкретные виды деятельности. Что делать? Какой продукт будем создавать? Педагог может предложить свой вариант символа, который будет толчком для детей к новым размышлениям. Символы позволяют полностью составить с детьми план проекта, затем контролировать ход его выполнения, вносить коррективы, анализировать.
В организацию проектной деятельности детей желательно привлекать их родителей и родственников. По теме проекта воспитатель с детьми планируют работу, которую потом могут выполнять вместе с родителями. Скажем, собрать коллекцию тыквы разных размеров и форм, изготовить корзину, атрибуты к празднику и т. д.
Важно, чтобы предложенные для совместной работы задачи были не очень объемными и мотивировались к взаимодействию в семье. При необходимости воспитатель должен предоставлять справочные, практические материалы или рекомендации по поводу того, где их можно найти.
Основными факторами, способствующими успешности реализации проектов, являются:
учет возрастных особенностей познавательных психических процессов детей дошкольного возраста при организации проектной деятельности;
психолого-педагогические условия, служащие основой для сотрудничества между педагогом и детьми;
сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей, родителей, а иногда и всего коллектива детского сада;
построение образовательного процесса не столько на логике области знаний, сколько на логике деятельности ребенка, имеющего личностный смысл для него, повышает мотивацию в обучении;
применение проблемных вопросов, побуждающих детей к поиску ответов на них;
обустроенная среда для самостоятельной творческой деятельности детей, создаваемая педагогом; в нем должны быть обеспечены условия, в которых ребенок открывает новые знания, решает проблемы, овладевает способами действий;
отсутствие соревнования для сохранения познавательной активности, саморазвития, реализации содержательной цели деятельности;
получение участниками проекта удовольствия от ощущения уверенности в себе, общения друг с другом и от совместного решения задач проекта.
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является перспективным направлением работы, способствует воспитанию самостоятельной творческой личности, способной принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. – 96 с.
4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.