Папки-передвижки

Проектная деятельность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста

Светлана Загинайло
Проектная деятельность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»

И. Г. Песталоцци.

Метод проектов — это метод проблемного обучения, способ организации поэтапной практической деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми для достижения целей, определенных проблемой этого проекта. Он представляет собой своеобразную форму перспективного планирования образовательной работы с участием детей. В то же время, это специфическая педагогическая технология, по которой воплощают этот план.

Применение метода проектов в дошкольном учреждении направлено на стимулирование интереса детей к определенным проблемам и решение их через деятельность, а также практическое применение приобретенных знаний и расширение возможностей детей в самореализации.

Детская проектная деятельность имеет свои возрастные разграничения. До пяти лет проектную деятельность ребенка рассматривают на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль отведена взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему, что «заказывают» дети. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разных интересов ребенка; реализации ее потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлечённости совместной деятельностью со взрослыми. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять.

К концу пятого года жизни дети получают определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый, развивающий уровень проектирования, что и является уже настоящей проектной деятельностью ребенка. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Дети могут выделить (принимать) проблему, уточнять цель, способны выбрать необходимые ресурсы для достижения запланированного результата. Поэтому воспитатель не столько генерирует свои идеи, сколько приобщается к реализации идей питомцев. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Посредством проектной деятельности дети углубляют свое творческое отношение к окружающей действительности, учатся устанавливать причинно-следственные связи в мире. Достигая поставленных перед собой конкретных целей, дошкольники действуют сознательно, с удовольствием, без принуждения, ибо проблема, за решение которой они сознательно берутся, имеет для них внутреннюю ценность, связанную с их потребностями и интересами.

Обращение к методу проектов имеет существенные преимущества. Его применение активизирует, организует, нацеливает ребенка дошкольного возраста на творческую деятельность, познание. Происходит личностный рост детей, в частности:

• формируются: жизненная компетентность (ребенок приобретает дееспособность в разных жизненных ситуациях); эмоционально образная сфера; я – концепция («я могу», «я хочу», «меня принимают», «меня любят»); коммуникативные навыки;

• развиваются: креативность; самостоятельность в принятии решений; личностные качества;

• активизируется познавательная деятельность.

На каждом этапе проектной деятельности должно проходить межличностное общение. Благодаря применению различных методик ребенок получает полезную информацию, выясняет новые для себя знания и факты, совершает открытия, имеющие личностное значение. У детей формируются способы мыслительных действий, таких как: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, систематизация, обобщение и т. д. Взаимоотношения между участниками проектной деятельности регулируются конкретно средствами общения, в процессе которого формируются нравственные свойства личности, развиваются коммуникативные умения детей. Общение побуждает их к самопознанию. Благодаря реальности результатов проектной деятельности дети могут почувствовать удовольствие от собственной работы. Это также способствует образованию и развитию важных мотивов деятельности: познавательных, личностных, социальных и т. п.

Координатор проектной деятельности – педагог. Чтобы применять метод проектов в практике, педагог должен изменить свои педагогические позиции и взгляды. Он должен понимать, что успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и близкую перспективы, очертить план действий, ресурсов для выполнения и, реализовав собственный проект, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В своей профессиональной деятельности необходимо, безусловно, опираться на интересы ребенка, его возможности в реализации собственного Я через деятельность, свято чтить и благоговейно оберегать первые инициативы, поддерживая его творческую активность в самостоятельном поиске путей преодоления проблем. Это позволяет по-другому посмотреть на организацию педагогом жизненного и воспитательного пространства дошкольников, где ребенок должен найти все, чтобы удовлетворить свою индивидуальную программу развития. Из носителя готовых знаний педагог превращается в активного участника, соавтора, а иногда только в проводника к источникам знаний в творческой деятельности детей.

Важно, чтобы между участниками образовательного процесса преобладал демократический стиль взаимоотношений, предусматривающий понимание и принятие каждого дошкольника таким, каков он есть, проявление уважения к ребенку и его родителям — участникам проекта, оказанию им педагогической поддержки.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других форм работы, связанных с темой проекта, педагогам важно тщательно продумать и организовать в дошкольном заведении предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она была «фоном» к поисковой и других видов деятельности

Например, работая над проектом «Тыквенные посиделки», целесообразно оформить информационный уголок для детей, где будут предложены: иллюстрации, интересные объекты (маленькие тыквы разных форм и видов, изделия из тыкв, репродукции картин с тыквами, иллюстрированная кулинарная книга, детские энциклопедии и т. д. В групповой комнате целесообразно организовать детскую «лабораторию», где дети могли бы самостоятельно исследовать объекты соответственно темы (размер, форму, массу, крепость кожи тыквы). В игровом уголке необходимо систематизировать и выставить игры по соответствующей тематике. На территории детского сада организовать экологическую тропу к огороду, подготовить детей-экскурсоводов, которые будут проводить путешествия по этой тропе для своих товарищей.

На этапе планирования проекта с детьми следует использовать символы. Символ – это условное, упрощенное изображение. Символом может являться как предмет, так и рисунок. С самими символами детей лучше ознакомить накануне, проведя, скажем, дидактические игры «Найди пару», «Символ – сюжетная картинка».

Работу с символами проводят в три этапа.

1-й этап: определяют составляющие интересов по теме, рассматривают проблему. Что мы можем узнать?

2-й этап: намечают пути поиска. Где у кого будем узнавать?

3-й этап: определяют конкретные виды деятельности. Что делать? Какой продукт будем создавать? Педагог может предложить свой вариант символа, который будет толчком для детей к новым размышлениям. Символы позволяют полностью составить с детьми план проекта, затем контролировать ход его выполнения, вносить коррективы, анализировать.

В организацию проектной деятельности детей желательно привлекать их родителей и родственников. По теме проекта воспитатель с детьми планируют работу, которую потом могут выполнять вместе с родителями. Скажем, собрать коллекцию тыквы разных размеров и форм, изготовить корзину, атрибуты к празднику и т. д.

Важно, чтобы предложенные для совместной работы задачи были не очень объемными и мотивировались к взаимодействию в семье. При необходимости воспитатель должен предоставлять справочные, практические материалы или рекомендации по поводу того, где их можно найти.

Основными факторами, способствующими успешности реализации проектов, являются:

учет возрастных особенностей познавательных психических процессов детей дошкольного возраста при организации проектной деятельности;

психолого-педагогические условия, служащие основой для сотрудничества между педагогом и детьми;

сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей, родителей, а иногда и всего коллектива детского сада;

построение образовательного процесса не столько на логике области знаний, сколько на логике деятельности ребенка, имеющего личностный смысл для него, повышает мотивацию в обучении;

применение проблемных вопросов, побуждающих детей к поиску ответов на них;

обустроенная среда для самостоятельной творческой деятельности детей, создаваемая педагогом; в нем должны быть обеспечены условия, в которых ребенок открывает новые знания, решает проблемы, овладевает способами действий;

отсутствие соревнования для сохранения познавательной активности, саморазвития, реализации содержательной цели деятельности;

получение участниками проекта удовольствия от ощущения уверенности в себе, общения друг с другом и от совместного решения задач проекта.

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является перспективным направлением работы, способствует воспитанию самостоятельной творческой личности, способной принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. – 96 с.

4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проектная деятельность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 20:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Загинайло в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД