Александра Александровна Климова
Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают представления в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов; всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Публикация «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему УДО открытой для активного участия родителей.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых представлений.
Задачи в младшем дошкольном возрасте:
1. вхождение в проблемную игровую ситуацию;
2. активизация желания поиска пути разрешения проблемной ситуации;
3. формирование предпосылок исследовательской деятельности.
Задачи в старшем дошкольном возрасте:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, желания пользоваться специальной терминологией в процессе исследовательской деятельности.
Классификация проектов.
По тематике: творческие, информационные, игровые, исследовательские;
По составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные;
По срокам реализации: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
В практике УДО используются следующие типы проектов (по Л. В. Киселёвой):
- исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп;
- информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе;
- ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
- творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы;
В образовательном процессе УДО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта "Пять П".
1. Проблема
2. Проектирование проекта
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
Рассмотрим методы и способы разработки проектов "Модель трёх вопросов"
Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.
Что знаю?
- Содержание, то что дети уже знают.
Что хочу узнать?
- План, тема проекта.
Как узнать?
- Источник новых знаний, т. е. проекта.
Использование проектного метода способствует:
- Повышению профессионального уровня педагога;
- Формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей;
- Развитию креативности;
- Развитию психических процессов;
- Повышению качества образовательного процесса;
- Формированию сообществ «дети-родители» через преемственность работы детского сада и семьи.