Снежана Сергеевна Гарбуз
Проектирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
"Проектирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Введение в действие с 01.01.2014 ФГОС дошкольного образования предполагает пересмотр вопросов, связанных с проектированием и планированием образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО образовательная деятельность должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п. 2.4.). Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области) : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (п. 2.6). При этом ФГОС ДО уточняет конкретные виды деятельности и формы активности для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Так для детей дошкольного возраста (3-8 лет) определяется ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка (п. 2.7.).
Публикация «Проектирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Исходя из указанных положений ФГОС ДО, образовательная деятельность предполагает организацию детских видов деятельностей, в первую очередь, деятельности общения, игровой и познавательно-исследовательской деятельности. Деятельностный подход к организации познавательно-исследовательской деятельности предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнавать, открывать, осваивать новые способы деятельности) и конкретной «детской» цели (понимания того, какую именно проблему необходимо решить). Такой подход позволяет отказаться от традиционной передачи готового знания от взрослого к детям. Наоборот, здесь ребенок получает возможность самостоятельно приобрести новую информацию или новые способы действий в процессе собственной деятельности. Организация детских видов деятельности обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей, как базовых характеристик дошкольного возраста, определяемых в ФГОС ДО как целевые ориентиры. При этом задача педагога заключается в создании условий, инициирующих детскую деятельность. Следовательно, проектирование образовательной деятельности есть проектирование психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку детской самостоятельности и инициативности. Предложенная нами форма конспекта позволяет данные условия определить в качестве основной единицы проектирования образовательной деятельности с детьми.