Виктория Серебрякова
Проект «Здравствуй, малыш!» по адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, степень адаптации, вновь прибывшего, ребёнка к условиям ДОУ определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление ребёнку новой обстановки, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.
С приходом малыша в детский сад начинается непростой период адаптации не только ребёнка, но и его родителей к новым условиям жизни.
Публикация «Проект „Здравствуй, малыш!“ по адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Педагоги, также как воспитанники и их родители, проходят период адаптации. Начало работы с детьми, которые только переступают порог ДОУ, никогда не бывает для воспитателя одинаковым. Для него не только важно узнать и понять каждого ребёнка,
но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребёнком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества.
Благоприятность и эффективность адаптации зависит от слаженной работы всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. И от того, как грамотно, точнее профессионально, она будет сделана – будет и конечный результат.
В этом отношении профессиональную помощь могут предоставить педагоги ДОУ, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.
Исходя из этой проблемы, мною был разработан проект «Здравствуй, малыш!», направленный на то, чтобы привыкание вновь прибывшего в детский сад малыша и его родителей к условиям ДОУ проходил менее болезненно.
Целью данного проекта является создание благоприятных условий социальной адаптации ребёнка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению адаптационных возможностей, необходимых для его дальнейшего развития.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
• Снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей по поводу перспективы пребывания ребёнка в группе.
• Снижение эмоционального напряжения у детей в период знакомства с дошкольным учреждением, группой и педагогами.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Реализация проекта и дальнейшее использование его как часть рабочей программы первой младшей группы «Радуга» для работы с детьми и родителями в период адаптации к ДОУ.
Задачи проекта:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.
2. Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребёнка с учётом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
3. Формировать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в семье и ДОУ.
4. Окружить ребёнка душевным теплом, заботой т лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.
План реализации данного проекта строится поэтапно.
Первый этап - подготовительный (организационный) включает в себя:
1. Создание условий в группе для адаптации детей
• Создание пространственной предметно-развивающей среды в группе.
правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолога - педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребёнка, поддерживанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого пространство группы организованно в виде разграниченных зон («центры», «уголки»):
центр познавательно – исследовательской деятельности
(книжный уголок, уголок экспериментирования)
уголок художественной деятельности;
центр конструктивно-игровой деятельности;
центр двигательной активности,
оснащённые большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям, что позволяет детям выбирать интересные для себя занятия.
• Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям:
- создание в группе благоприятного эмоционального фона, комфортной обстановки, атмосферы покоя и радости;
- окружение ребёнка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с взрослыми.
Уютная группа и обилие новых красивых игрушек всё же не в силах заменить отсутствие близкого человека. Маленький ребёнок ещё не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагогов на данном этапе – помочь ребёнку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке (Памятка для педагогов)
В силах знающего, внимательного, искреннего, доброго, а главное любящего детей педагога создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей. Настроение малышей поднимется, если они поймут, что взрослый всей душой отдаётся игре с ними.
2. Составление алгоритма приёма детей в ДОУ.
От правильно спланированной работы зависит успешность адаптации детей к новым условиям ДОУ. В планировании работы участвуют: заведующая, заместитель заведующей по воспитательной методической работе, врач – педиатр, медсестра и педагоги. Тесное сотрудничество всех участвующих несёт положительный результат не только в адаптационный период, но и в дальнейшей работе, которая обеспечивает благополучие взаимоотношений между ДОУ с семьями воспитанников.
В результате тесного сотрудничества всех участников был разработан
алгоритм приёма вновь поступающих детей в ДОУ, который включает эмоционально-развивающее взаимодействие с детьми и их родителями.
1. Ознакомление родителей и детей с педагогическими условиями в группе; знакомство с педагогами группы.
2. Ознакомление родителей с особенностями и закономерностями протекания адаптационного периода у детей и содействие формированию эффективной родительской позиции в период адаптации.
Приём детей проводиться по подвижному графику. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому малышу и возможность семье выбрать удобное время для посещения ДОУ. В первые дни ребёнок пребывает в группе не более 2-3 часов в период бодрствования (с 8.00-9.00 до 10.00-11.00 часов). Постепенно время пребывания ребёнка в группе увеличивается с учётом его индивидуальных особенностей. Приём детей осуществляется по схеме – 3 малыша в неделю (понедельник, среда, пятница).
Практический этап:
1. Календарное планирование педагогической деятельности с детьми
в период адаптации к ДОУ.
В адаптационный период педагогам приходится работать в сложном режиме, т. к. дети пришли в дошкольное учреждение впервые, и им необходимо уделять много заботы, внимания и любви. Чтобы каждый ребёнок чувствовал защиту со стороны взрослого, важно больше времени проводить с детьми.
Вследствие этого был разработан календарный план на каждый день пребывания малыша в группе, который реализуется в процессе решения следующих задач:
• Снятие у детей эмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшение настроения.
• Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми в период адаптации.
• Развитие доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми.
Этот календарный план рекомендован, как примерный, на один месяц (сентябрь).
В нём предложены игры-забавы разной тематики, содержания, подвижности. Они проводятся в совместной деятельности педагога с детьми
(игры проводятся с одним ребёнком, с двумя, с небольшой подгруппой детей, в зависимости от разных причин). Предлагается несколько названий игр, но не обязательно строго соблюдать последовательность и перечень игр, можно добавлять и другие игры.
2. Работа по взаимодействию с семьями воспитанников в адаптационный период.
С приходом малыша в ДОУ начинается непростой период адаптации к условиям жизни не только ребёнка, но и родителей. Многолетние наблюдения выявили характерные особенности адаптирующегося родителя: присутствует повышенная тревожность, обострённое чувство жалости; преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребёнка (еда, сон, туалет); повышенное внимание к педагогам; большое количество вопросов, касающихся подробностей и деталей прожитого ребёнком дня.
Для нас педагогов важно знать не только об особенностях ребёнка, поступившего в группу, но и о тех вопросах и проблемах, которые часто возникают у родителей.
В связи с этим разработаны к использованию различные формы работы с родителями:
• Анкеты-опросы родителей для сбора информации данных о семьях воспитанников, для составления социологической характеристики семей;
• Родительское собрание «Давайте познакомимся»;
• Презентация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» (электронная версия);
• Педагогический всеобуч «Игровая терапия как средство успешной адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения» (электронная версия);
• Консультации на темы: «Как подготовить ребёнка к детскому саду»; «Адаптация – это сложный процесс…»; «Что нужно ребёнку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно»;
• Информационное сопровождение: информационный уголок для родителей
«Для вас, родители!» с информацией о сотрудниках ДОУ, работающих с детьми и родителями, информация о режимных моментах, правилах посещения группы,
а так же различные статьи с советами и рекомендациями на медицинские темы, педагогические вопросы;
• Индивидуальные беседы с родителями по интересующим их вопросам;
• Привлечение и стимулирование родителей через создание зоны участия каждой семьи в жизни группы и ДОУ «Спасибо»;
• Посещение детей на дому в условиях более близкого контакта с детьми и родителями для создания взаимопонимания и доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми.
Итоговый этап:
1. Диагностика степени адаптации детей к ДОУ.
В основе диагностики степени адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения лежат следующие принципы:
• Диагностика строится на основе прямого наблюдения за поведением ребёнка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении.
• Анализ и оценку наблюдений дают взрослые (педагоги, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение.
• Диагностика степени адаптации детей к ДОУ реализуется поэтапно.
На первом этапе для исследования результативности адаптации детей используется первичная диагностика:
- анкетирование родителей «Определение готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение»;
- ведение педагогами листа адаптации наблюдения за ребёнком.
Данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями.
Второй этап включает в себя психолога – педагогическую работу с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения.
Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребёнка, но и дать рекомендации, как общаться с малышом в этот период.
На третьем этапе (по окончании всего периода адаптации) проходит контрольная диагностика (повторная) и анкетирование родителей для определения динамики протекания адаптационного периода детей.
Результаты работы по проекту:
В результате реализации проекта «Здравствуй, малыш!» наблюдаются:
• Снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей по поводу перспективы пребывания ребёнка в группе;
• Снижение эмоционального напряжения у малышей в период знакомства с сотрудниками, группой и дошкольным учреждением в целом;
• Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для дальнейшего развития детей;
• Становление доверительных отношений между сотрудниками группы и семьями воспитанников.
Анализируя всю проделанную работу, я пришла к такому выводу:
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили нам активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации ребёнка к ДОУ, но и в дальнейшем его воспитании и развитии. В дальнейшей работе с детьми в период адаптации к условиям ДОУ, мы будем использовать материалы данного проекта, включая их в Рабочую образовательную программу первой младшей группы «Радуга».