Анастасия Валерьевна Алиева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3–5 лет «Я — патриот»
▼ Скачать +Заказ
«Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы растём.
И берёзки у дороги
По которой мы идём»
В. Степанов
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3–5 лет „Я — патриот“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, привязанность к родному дому, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – дело сложное, длительное и крайне важное. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь, поэтому воспитывать в детях чувство патриотизма необходимо начинать с самых ранних лет. Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.
Знакомство дошкольников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Актуальность проекта
Я считаю, что воспитание патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым этапом формирования у детей любви к Родине является знакомство с родным городом, со своей малой родиной, ведь любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек.
Начиная работу с детьми и беседуя с ними, я часто сталкивалась с тем, что большинство ребят не знают название родного города, улиц, на которых они живут, не знают правил поведения в городе, у некоторых проявляется неуважение к результатам труда взрослых, отсутствует гордость за свой город.
Считаю, что дети должны знать, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Это и побудило меня к выбору темы моего проекта. Мной разработана проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я патриот» для детей 3-5 лет. Проект разработана на основе требований ФГОС ДО, системы занятий Алешкиной Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
Цель и задачи проекта
Цель: Формирование первичных представлений детей о малой Родине, о социокультурных ценностях города Отрадного.
Задачи:
Формирование у детей нравственно-патриотических чувств к своей семье, к окружающей природе на основе исторических и природных особенностей родного города Отрадного;
Формирование нравственно - патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.
Формирование основ экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям, толерантного отношения к представителям всех национальностей, уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых.
Педагогические принципы проекта
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное изучение и усвоение материала на основе ценностных ориентиров.
Проект расчитан на 2 года. Она охватывает два возрастных периода развития детей : младший возраст (3-4 года, младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа). Определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Младшая группа Средняя группа
Задачи
Познакомить с понятием «семья».
Учить детей называть членов семьи; воспитывать чувство гордости за свою семью.
Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду
взрослых, желание оказывать посильную помощь.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: воспитание бережного отношения к малой Родине, через её познание.
Младшая группа Средняя группа
Задачи
Знать и называть здания, находящихся рядом с домом, детским садом. Знать название окружающих улиц города.
Учить называть свой домашний адрес.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, героях труда и
Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города.
Младшая группа Средняя группа
Задачи
Дать элементарные представления об истории, героях труда, о защитниках Отечества, о достопримечательностях города. Расширять представления о
достопримечательностях
города и его истории,.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе; дать элементарные представления о культуре этих народов.
Младшая группа Средняя группа
Задачи
Формировать представление о народах, живущих в городе, об основных профессиях жителей города. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей; дать элементарные представления о культуре и традициях народов, живущих в нашем городе.
Комплексно - тематический план реализации проекта
Младший возраст (3-4 года, младшая группа)
№ Тема Количество занятий Цель Время проведения
1 Экскурсия «Наш детский сад». 1 Учить детей называть членов семьи, воспитывать уважительное к ним отношение. сентябрь
2 Беседа «Моя семья».
Рассматривание фотографий «Моя семья» 2 октябрь
3 Игра «Еду –еду к бабе, деду».
4 Просмотр презентации «Наш город-Отрадный» 1 Познакомить детей с городом, в котором они живут, учить называть его. Закреплять и расширять знания детей о родном городе, объяснять, что город – это результат труда людей разных поколений. [2, 68] ноябрь
5 Экскурсия по близлежащей улице 2
6 Беседа «Кто живет в лесу» 1 Помочь детям замечать сезонные изменения, происходящие в природе. Воспитывать любовь к природе родного края. декабрь
7 Рассматривание снежинок 3
8 Рисование «Снегопад» 1
9 Рисование «Матрешка в гостях у ребят» 1 Знакомить детей с русским народным творчеством, Развивать интерес к устному народному творчеству. январь
10 Кукольный театр «Колобок» 1
11 Просмотр презентации «Масленица» 1 Знакомить детей с народными и календарными
праздниками. февраль
12 Развлечение «Мой папа самый лучший» 1
13 Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички» 1 Воспитывать любовь к матери. Формировать у детей дружеские отношения друг к другу. март
14 Беседа «Я и моё имя» 2
15 Познавательное ос «Знакомство с символикой родного города» 1 Дать представления о значении символики родного города. апрель
16 Изготовление поздравительных открыток ко дню победы 1 Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
май
17 Акция «Спасибо за победу» 1 Учить детей чтить память об участниках ВОВ
Средний возраст (4-5 лет, средняя группа)
№ Тема Количество занятий Цель Время проведения
1 Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье). 2 Расширять представления детей о семье.
Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к членам семьи. Формировать представление о том, что у каждого члена семьи есть свои обязанности.
Обогащать словарный запас терминами родства.
сентябрь
2 Беседа «Мы помощники» (об обязанностях которые дети выполняют дома) 1
3 ООД «Мы пешеходы» 1 Познакомить с достопримечательностью города - Отрадного.
Продолжать уточнять у детей представления о городе, в котором они живут. Закрепить знания детей о ближайшем окружении детского сада. Продолжать развивать познавательные интересы детей родному городу. Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада. октябрь
4 Турпоход «Золотая осень на реке «Поперечная» 1
5 Создание с детьми фотоальбома «Мой родной город-Отрадный» 2
6 ООД «Зимующие птицы нашего города» 1 Научить детей вести наблюдения за объектами природы.
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе,
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
ноябрь
7 Природоохранная акция «Помоги птицам» 1
8 Рассматривание изделий русских мастеров. 1 Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. декабрь
9 Рисование «распиши матрёшку» 1
10 Рисование «Украшение национальной одежды». 1
11 Зимние забавы 3 январь
12 Развлечение «масленица» 1 Продолжать знакомить детей с календарными и национальными праздниками. Воспитывать уважение к национальной культуре. февраль
14 Праздник «Старый новый год» 1
15 Развлечение «Защитники Отечества» 1
16 ООД «Открыточка для мамочки» 1 март
17 Праздник «Мамочку любимую очень я люблю» 1
18 Посев семян цветочных культур 1 Воспитывать желание участвовать в озеленении и облагораживании прогулочного участка и прилегающей территории апрель
19 Изготовление поздравительных открыток ко дню победы 1 Учить детей чтить память об участниках ВОВ. май
20 Акция «Спасибо за победу» 1
21 Встречи с выдающимися людьми города (спортсменами, исполнителями авторской песни) 2 Приобщать детей к культуре города.
Ожидаемый результат реализации проекта
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города - Отрадного, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Предполагаемый результат:
2 младшая группа Средняя группа
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно
относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать
посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать
растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать
насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о
них. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в
мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы
порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном посёлке.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать
военным, пожарным, милиционером и т. д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном
труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не
ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм
и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения города Отрадного).
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате «Наш город - Отрадный» и т. д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Фотовыставка «Вот моя деревня, вот мой дом родной.»
Экскурсии в музей боевой славы;
Тематические досуги «Отрадный – город нефтянников», «Моя семья», «Мой папа».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль : спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память о погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.
Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
Занятия, беседы.
Тематическое мероприятие «День Победы» с приглашением ветеранов войны и пожилых людей
Экскурсия в сквер «Победы» к монументу «Славы», «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Родители оказывают большую помощь, активно
участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Никто не забыт, ничто не забыто» (письма, фото, одежда военных лет, «Мир глазами детей», «Моя семья», «Я и мой мир» и др. [4, 99]
Оформление групповых комнат, создание музея «История города Отрадного», «Семейные реликвии».
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Акции «Георгиевская ленточка», «Цветок ветерану», создание «Экологической тропинки», «Изготовление кормушки» и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии речи, музыке, изобразительном искусстве.
Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Моя семья»;
художественная литература;
аудиозаписи с песнями военных лет;
сборники стихов местных авторов ;
аудиозаписи авторских песен о городе - Отрадный
Используемая литература
1. Антонов Ю. Е., Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
2. Данилина Г. Н., Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М. : АРКТИ, 2003. – 184с.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104с.
4. Кондрыкинсая Л. А., Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192с.