Татьяна Кривцова
Продуктивная деятельность при реализации программы «Миры детства. Конструирование возможностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования: целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели, замысла) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества.
В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у человека.
Публикация «Продуктивная деятельность при реализации программы „Миры детства, Конструирование возможностей“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
При анализе продуктивных занятий, конечного результата (рисунки, поделки, аппликации) продуктов продуктивной деятельности, выделено что данный результат не всегда успешен, либо дети без увлечения выполнять работу по заданному шаблону, образцу. У детей нет или не в должной степени построена мотивации к продуктивной деятельности, имеются изобразительные умения и навыки, но недостаточно раскрываются в ходе продуктивной деятельности.
Продуктивная деятельность с детьми дошкольного возраста позволяет моделировать предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Программа «Миры детства. Конструирование возможностей» под редакцией Дороновой Т. Н. предлагает использовать продуктивную деятельность как объемлющую культурную форму для проектирования широкого диапазона разнообразных работ ребенка с конкретными материалами и в чистом виде, и в их сочетаниях.
Организация продуктивной деятельности как партнерской со взрослым по данной программе происходит с подбором содержаний сообразно выделенным культурно-смысловым контекстам и типам работы.
Занятия организуются три раза в неделю, в определенные дни и время по форме занятия как работа детей в «мастерской».
«Мастерская» - особым образом организуется пространство в группе, где созидаются вещи, интересные и нужные для детской жизни.
Работа в мастерской строится в утренние часы – после завтрака и чтения художественной литературы, которая отчасти определяет и направление работы, ее конкретную тематику, создавая для нее смысловой фон.
Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослыми происходит по принципу «Я тоже хочу сделать это» предполагает соблюдение следующих условий:
1) подбор интересного содержания;
2) организация общего рабочего пространства;
3) возможность выбора цели из нескольких по силам и интересам ребенка;
4)открытый временной конец занятия, позволяющий действовать в индивидуальном темпе для каждого дошкольника.
Работа в «мастерской» позволяет детям находить себе свободное рабочее место, так как места не закреплены за ними жестко. Дети свободно перемещаются по комнате, выбирая себе изобразительный материал и инструмент.
Динамична и позиция воспитателя, на каждом занятии в мастерской он располагается с тем или иным ребёнком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с материалами и инструментами.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть работы других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями
«Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»
Начиная занятие, педагог не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы. Во время занятия предлагает несколько образцов, схем или разные материалы для реализации одной цели. Педагог включается в деятельность наравне с детьми- выбрав для себя цель и начинает действовать, становиться живым образцом планомерной организации работы.
Продуктивная деятельность связана с развитием способности к планомерной, шаг за шагом, организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода символических опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) — образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов, а также с активизацией планирую щей функции речи (словесные описания условий,
которым должен соответствовать продукт).
В развитие продуктивной деятельности дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного вычленения цели-замысла (не просто — «Что получится», а «Что я хочу сделать», имеет в две линии:
1) движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта);
2) творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Подступая к выделению этих оснований подбора содержаний для продуктивной деятельности, необходимо отметить существенный момент, касающийся любой конкретной работы продуктивного характера, которая предлагается детям старшего дошкольного возраста. Исходя из общеразвивающих функций, мы обязаны прежде всего удовлетворить потребность ребенка в созидании.
Целью для дошкольника должно быть создание личного продукта — осязаемой вещи.
Для этого можно использовать разные формы ее представленности ребенку:
— образцы продукта (в виде готовой вещи или ее графического изображения);
— частично заданные в самом материале элементы (конструктивные узлы-модули, незавершенные на броски и пр., ориентирующие на определенный
результат (завершение продукта вещи разной степени готовности);
— графические схемы создаваемого продукта (чертежи, пооперационные планы, выкройки, эскизы);
— словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
В продуктивной деятельности по содержанию выделяется:
1) работа по образцам;
2) работа с незавершенными продуктами;
3) работа по графическим схемам;
4) работа по словесному описанию цели-условий.
Выделив типы работы в качестве одного из оснований систематизации и подбора содержаний.
Важно при организации продуктивной деятельности в педагогическом образовательном процессе прийти к сбалансированному сочетанию всех типов работы и культурно-смыслового контекста. Также осуществляя подбор содержаний для совместной партнерской продуктивной деятельности взрослого с детьми целесообразно опираться одновременно на типы работы и на культурно-смысловые контексты.
В качестве таких культурно-смысловых контекстов, «упаковывающих» или «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:
1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей.
2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи.
3. Создание коллекций разного рода и их оформление
4. Создание макетов
5. Изготовление украшений и сувениров
6. Создание и оформление Книги.
7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля).
Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пре делами детского сада.
Таким образом при реализации программы «Миры возможностей. Конструирование возможностей» следует обратить внимание на подбор содержания, на формирование умений, знаний, навыков изобразительной деятельности, создание условий для работы в «мастерской». Работы детей в результате радуют своими творческими задумками, дети стали лучше применять свои изобразительные умения и навыки используя разнообразные материалы и технику выполнения. Результаты работы творческой мастерской применены в предметно- развивающей среде группы так как имеют смысловой фон: созданы макеты, коллекции, сувениры, материалы для спектакля, афиши и др.