ГАЛИНА БОБРОВА
Проблема пассивности усвоения информации как одна из современных проблем информатизации образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции развития образования диктуют новые правила и новые более удобные приемы, методы и средства работы. Все ступени образования в России в последнее десятилетие всё более и более широко используют новые технологии обучения, из которых большей популярностью пользуются информационно-коммуникационные технологии. Несомненно, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовании очень упрощает процесс усвоения материала, но при этом несет в себе опасность и некоторые проблемы, которые мы и хотели бы обсудить в данной статье.
Публикация «Проблема пассивности усвоения информации как одна из современных проблем информатизации образования» размещена в разделах
Для начала необходимо разобраться с самим термином информатизации образования. Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, которая подразумевает внедрение в воспитательно -образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения и воспитания. Иными словами, процесс информатизации образования подразумевает под собой перестроение системы образования под «новый лад», в котором необходимо присутствие новшеств в сфере педагогических наук, информационной среды и области технического прогресса.
Информатизацией можно считать следующие новшества педагогического процесса: использование новой педагогической методики, внедрение компьютерных и интерактивных средств в процессе обучения или воспитания, использование коммуникационных средств для дистанционной связи с воспитанниками и их родителями и пр.
На сегодняшний день нельзя отрицать того факта, что все эти новшества крепко вплелись в жизнь современного человека, задев при этом и область образования. Сейчас невозможно представить занятие в детском саду без игровой технологии или педагогической методики или презентации. Незаметно для нас информатизация образования превратилась в обыденное дело, которое стало неотъемлемой частью полноценного образовательного процесса.
Нельзя отрицать, что вхождение в образовательный процесс новых технологий повлекло за собой множество преимуществ над прежним укладом педагогической науки. Многие занятия стали намного проще и легче как для педагогов, осуществляющих процесс образования, так и для тех, кто «питает плоды». Информатизация помогает более наглядно донести для всех воспитанников те знания, которые считаются необходимыми. Коммуникация с участниками целостного педагогического процесса также стала намного проще и доступнее в рамках включения всех новых технологий.
В своей работе нам хотелось бы отметить не столько преимущества, сколько проблемы, которые повлекла за собой информатизация образования. Проблем на самом деле оказалось очень много. Из них:
Опасность подавления межличностного общения;
Пассивность усвоения информации;
Усиление социального неравенства;
Снижение уровня социализации и пр.
Нами была выделена одна из более глобальных и трудно решаемых проблем информатизации- это пассивность усвоения информации воспитанниками.
Уже было отмечено выше, что использование средств ИКТ очень существенно упрощают процесс усвоения информации. Чрезмерное «упрощение» этого процесса нередко и приводит к тому, что информация перестает добываться самими воспитуемыми, становясь «готовым продуктом», тем, что синтезировать не приходится. Современные требования ФГОС диктуют всем участникам педагогического процесса жесткие условия в плане «добычи» информации на занятиях в группе и все эти требования заключаются в том, что каждый ребенок должен учиться добывать и синтезировать ту или иную информацию, находясь под руководством педагога, но не зависеть информационно от него.
Проблема пассивности восприятия является в первую очередь опасной для самого ребенка. В ходе становления его как личности и развития в плане интеллектуальной и волевой сфер ребенок привыкает к роли активного слушателя и получателя необходимой информации, которая необходима для успешного усвоения того или иного уровня образования. Такая «привычка» приводит к неумению и неспособности человека к самостоятельному изучения и усвоению какой-либо информации даже в сознательном и более взрослом возрасте.
Решение такой проблемы крайне сложно и зачастую считается даже невозможным. Весь вопрос стоит в недопущении такого исхода. Для предотвращения перехода от активной любознательности к пассивному восприятию.
В процессе работы мы выделили несколько рекомендации для воспитателей, направленных на профилактикуи пассивности восприятия :
Активное включение ребенка в работу даже во время работы с ИКТ средствами;
Использование средств ИКТ по минимуму, обоснованно подходить к включению ИКТ средств в педагогический процесс;
Привлекать детей к обсуждению, спору, диалогу;
Перед использованием ИКТ обсуждать то, что предстоит увидеть детям, после просмотренного также обсуждать основные моменты и пр.
Несомненно, проблема пассивности восприятия информации является важной и сложной, но далеко не единственной. Важно учитывать, что все проблемы, вызванные информатизацией образования в России, необходимо комплексно и полноценно решать и предотвращать, использую рекомендации ФГОС и уже сложившийся педагогический опыт.
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках и занятиях, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к единицам педагогического процесса презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам. Можно смело утверждать, что современный педагогический процесс немыслим и практически невозможен без использования каких-либо ИКТ средств.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проблема пассивности восприятия информации является важной и очень серьезной. Информатизация образования принесла много положительных течений в плане развития системы образования в нашей стране, но и без приобретения новых трудностей не обошлось. Проблема отсутствия активного познавательного интереса в силу пассивности восприятия является глобально, но решаемой. Не допустит подобного исхода поможет грамотно организованная работа педагога и соблюдение рекомендация по включение информационно-коммуникационных средств в целостный педагогический процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Роберт И. В., Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогические и технологические аспекты // Лаборатория знаний- 2014- С. 100-243.