Идрисова Люция
Проблема формирования смысла деятельности педагога в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые педагоги представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Проблема формирования смысла деятельности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Уважаемые коллеги, наш семинар мне хотелось бы начать с психологической разминки.
«Разогревка – самооценки»
•Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
•Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
•Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.
Публикация «Проблема формирования смысла деятельности педагога в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
•Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.
•Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.
•Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
•Если вам нравиться обучаться и быть учеником, улыбнитесь.
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением стандартизации в ДО, наиболее значимыми мы считаем такие изменения как: создание инновационного образовательного пространства в ДОО; создание равных условий для разностороннего развития детей, имеющих разные возможности; формирование новой модели выпускника детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.
С реализацией федерального государственного образовательного стандарта ДО перед дошкольными педагогами стоят новые задачи:
•сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность;
•личность, способную ориентироваться в информационном пространстве;
•личность, умеющую отстаивать свою точку зрения;
•личность, способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
После дошкольной жизни у каждого ребенка (в том числе детей с ограниченными возможностями) должна появиться мотивация (желание) к обучению в школе.
Воспитатель - как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной (креативной) личности дошкольника. Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т. е. изменяется подход к программе, условиям и результатам преподавания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим.
В связи с введением ФГОС ДО в детском саду пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка. Вначале инновационные преобразования казались нам снежным комом, несущимся на нас с большой, непреодолимой силой откуда-то сверху.
ФГОС реализовались в нашу повседневную образовательную жизнь благодаря:
•созданию в детском саду единой системы управления инновационной деят ельностью;
•расширению степени участия сотрудников в управлении развитием детского сада; созданию нормативно-правовой базы и системы непрерывного образования и самообразования педагогов (курсы повышения квалификации, ИКТ); индивидуализации форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогических работников (творческие группы, наставничество);
•использованию активных методов обучения педагогов (мастер-классы, педагогические проекты, семинары – практикумы, презентации, вебинары и др.); взаимодействие с родителями (общение в интернет сообществах, чатах).
Теперь в центр образовательной системы поставлена личность и новые подходы к ней, отвергающие принуждение, основанные на индивидуализации и гуманно-личностных технологиях сотрудничества и партнерства. Грамотно организованная педагогом экспериментально - исследовательская деятельность должна способствовать формированию у ребенка исследовательского типа мышления посредством эвристических бесед, моделирования, погружения, подражания, постановки и решения вопросов и ситуаций проблемного характера, опытов и т. д. Технология проектирования призвана включить в сферу межличностного и межгруппового взаимодействия детей и взрослых, развить и обогатить детский социально-личностный опыт. В образовательном процессе педагоги теперь используют как новые технологии, так и уже знакомые элементы образования, доказавшие свою эффективность: игровые методы, интеграционный принцип, здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, ИКТ и др.
Мы полагаем, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы дошкольного образования, овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
Это в теории, а на практике мы сейчас покажем, как формируется смысл деятельности педагога в условиях реализации ФГОС ДО. И поможет нам с вами сказка «Про педагога и ФГОС».
Поскольку сказка интерактивная, приглашаю вас, педагоги, выбрать роль для себя в этой сказке. Если вам досталась роль зрителя, присаживайтесь, а артистов я приглашаю на сцену.
Сказка про педагога и ФГОС
Рассказчик:
Расскажу я вам сказку дивную-
Не очень короткую,
Не очень длинную.
Было оно или не было,
правда ли то или нет
Послушаем лучше, что сказка сказывает…
В некотором царстве, в некотором государстве жил –был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым.
Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Как — то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа.
Думу думал Педагог, как сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее.
Но тут собрались над дубом тучи,
подул ветер перемен
и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:
ФГОС: Я — великий ФГОС
Наконец-то я дорос
До дошкольных учреждений
Из гуманных побуждений
Научу тебя всему:
Как работать по уму!
А теперь ступай ты смело
Взяться уж пора за дело!
Вот тебе в помощь чудо-свиток. А это очки дивные-креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.
Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная, как.
Рассказчик:
Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС успокаивает.
ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь.
Рассказчик:
Стал воспитатель думать-гадать, как с дивом дивным работать, да для чего ему это чудо чудное, и как справиться с ним.
Позвал он тогда Закон об образовании и говорит:
Педагог -Наимудрейший наш Закон, что же это за чудо чудное, диво дивное?
Отвечает Закон:
-Это ФГОС. Его придумали по моему требованию, чтобы дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования.
Рассказчик:
И пошел ФГОС по стране дошкольного образования
Рассказчик:
Педагог развернул чудо-свиток, прочитал принципы необычные (Принципы)
И стал Педагог думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? А педагогический процесс тут как тут. (появляется педагогический процесс). Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает. Много вопросов возникло у педагога. Крикнул Педагогический процесс девицу – красавицу Тему.
Педагогический процесс: Е – ГЕ – ГЕЙ!
Рассказчик:
Прилетела краса на необычном зонтике. На зонтике написано ее имя мудреное. Задумал Педагог с ней познакомиться. Но как? Пока думал тема та и улетела.
Словом, запутался Педагог в вопросах. В каком направлении ему идти?
Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу.
Бросил его перед собой и отправился в путь.
И идёт Педагог, и спешит Педагог
И науки гранит грызёт Педагог,
И одно только слово твердит педагог:
ФГОС, ФГОС, ФГОС…
Кто видит, тот увидит,
Кто мыслит, тот поймёт,
Кто слышит, тот услышит,
Кто ищет тот найдет.
Рассказчик:
Долго ли, коротко ли шёл Педагог, и встретились ему дивные образовательные области.
Речевое развитие спрашивает: Что же ты не весел, что ж ты буйну голову повесил?
И говорит педагог: Задание мне дали, работу свою по-новому, по темам, строить, да, чтоб по ФГОС было.
Социально-коммуникативное развитие отвечает: Не тужи Педагог, сослужим тебе службу верную.
Познавательное развитие говорит: Ведь мы образовательные области и зовут нас….
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предлагает: Надо создать для темы условия хорошие.
Физическое развитие говорит: Вспомни о клубочке интеграции. Он способен соединять области в одно единое целое. И помогает жить в ладу.
Педагог: Ой как всё ладно получается
Рассказчик:
А сказка наша между тем продолжается
И снова нам Педагог встречается
Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается
Вновь оказался Педагог под дубом мудрости.
Педагог: Много я узнал, много интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить.
Рассказчик: Задумался Педагог и не заметил, как ФГОС очутился перед ним.
ФГОС: Правильно думаешь. Крепко усвоил, что «Один в поле не воин».
И вам всем советую, чтоб воплотить в жизнь замечательные идеи, необходима помощь Родителей, а уж заручившись их поддержкой, можно творить в своё удовольствие и во благо детушек малых. И результат будет всегда превосходным.
Рассказчик: Стал педагог приглядываться — так и сяк. И тогда позвал Педагог верных друзей своих Родителей.
Родитель1: — Мы хотим быть активными участниками образовательного процесса
Родитель2: а не просто наблюдателями. Присоединимся и мы.
Закон об образовании:
Понял педагог. Где нет общности интересов, не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая – в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.
Педагог:
Вот так Педагог живёт поживает
Но в процессе работы всякое бывает
Но с помощью родителей
Нигде горя не знает.
Вот как дела порой получаются!
Рассказчик: Но на этом сказка о ФГОС не кончается –
Это только начало нового пути,
А я желаю Вам удачи на этом не лёгком пути!