Марина Студенникова
Привитие любви к родному краю в контексте ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Край родной, навек любимый - где найти ещё такой…» (из песни)
Формирование национального самосознания, любви ко всему родному начинается с первых дней жизни человека.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет образовательной области «Нравственно-патриотическое воспитание», а представлена область «Социально-коммуникативное развитие», направленная на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, приобщение человека к культурным ценностям. Анализ имеющихся программ и технологий, содержание которых даётся в контексте нравственного, патриотического воспитания дошкольников позволяет локально решать задачи, связанные с успешной адаптацией к социуму.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
В монографии Л. В. Коломийченко «Дорогою добра» смысл успешного социально-коммуникативного развития раскрывается через творческую социализацию и индивидуализацию в условиях изменяющегося социального бытия, в которых важно не столько познание и усвоение социальных эталонов, сколько формирование способностей к совершенствованию себя и возможностей культуротворчества, преобразования окружающего мира.
Целиком и полностью поддерживаю утверждение Людмилы Владимировны Коломийченко, что ребё нок должен творить культуру в новых социальных способностях :творческом воображении, нормативной регуляции, эмоциональной идентификации, социальном опыте, уважительном и бережном отношении к достояниям культуры.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предусматривает социокультурную и образовательную среду как совокупность предметов, объектов,явлений социального окружения.
Цель социального воспитания детей дошкольного возраста (включая нравственно-патриотическое)-формирование базиса социальной культуры.
Реализацию поставленной цели решаю через подбор содержания взаимодействия педагога с детьми в соответствии с их возрастом и возможностями. Например, в младшем дошкольном возрасте основой содержания является гендерная и национальная культура.
Знакомя с особенностями национальной культуры, основную опору осуществляю на материале особенностей родного края, богатого древними традициями и обычаями.
Технология реализации содержания нравственно-патриотического воспитания предусматривает использование разных видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, продуктивной, двигательной и др.
При знакомстве детей с культурно-этнографическими особенностями родного края создаю ряд необходимых условий:
-обеспечение эмоционального благополучия через общение с каждым ребёнком;
-поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
-отбор наиболее привлекательного для детского познания материала народная (Плешковская игрушка, ливенская гармошка, роспись орловский спис и др.)
-привлечение к реализации обозначенных задач специалистов (музыкантов, художников, мастеров);
-многообразие используемых средств, методов и форм взаимодействия.
В качестве целевых ориентиров в соответствии с ФГОС дошкольного образования определяю :
• самостоятельность;
• возможность ребёнка без помощи взрослого действовать с предметами, представляющими ценность народной культуры;
• эмоциональность, позитивное отношение к познаваемым предметам, обычаям, традициям, действиям с ними;
• деятельностный подход, предусматривающий значимые, мотивированные виды деятельности.
Проявлениями из могут быть ощущение свободы действий, состояние эмоционального комфорта, причастность к родной культуре. При знакомстве с ливенской гармошкой каждому ребёнку хотелось дотронуться до неё, попробовать нажать на её клавиши, послушать звуки, издаваемые ею, насладиться ими. Бархатистость, заливность звуков гармошки вызвало у детей чувство эмоционального восхищения. Многие дети настояли перед родителями на посещение краеведческого музея и мастерской, где изготовляют ливенскую гармошку.
В младшем возрасте обращаю внимание детей на то, что у города, как и у каждого человека,есть своё имя, свой день рождения, когда украшены улицы, здания. В день рождения в городе на главной улице (площади Победы) собираются все его жители,празднуют, веселятся, любуются салютом.
Постепенное усложнение требований к освоению содержания обучения позволяет осознанно сформировать у детей умения заботиться о родном городе, вызвать желание чествовать людей труда, знаменитых людей. Например, автор гимна города – М. Ю. Карасёв - предоставляет педагогам возможность познать не только природную красоту,но и поэтическое наслаждение. И, соответственно, возникает чувство гордости за человека, жившего в нашем городе и горячо его любящем.
Непременным помощником в привитии любви к родному краю является семья.
Выстраивая систему взаимодействия с семьями своих воспитанников,добиваюсь разнообразия используемых форм сотрудничества: выезд к памятным местам,совместные гуляния во время городских праздников, участие некоторых семей в торжественных мероприятиях, принос родителей в группу памятных подарков, полученных родителями («Лица года»-Ника, медалей и т. п.).
Целенаправленная, последовательная,системная, рационально организованная работа позволяет добиться овладения детьми познаний о своём крае как части России, истории родного города, знаменитых людях, достопримечательностях, традициях, труде и людях труда.
Дети осваивают особенности декоративно-прикладного искусства родного края, используют элементы в собственной деятельности.