Залина Шорданова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём» «Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину». М. М. Пришвин. Тип, вид проекта : игровой, информационно-творческий, краткосрочный. Продолжительность проекта : с 16 ноября по 30 ноября Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том чи сле позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги группы, родители воспитанников. Цель проекта : формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Задачи проекта : ОО «Социально-коммуникативное развитие» -воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы; -вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; -формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; -воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; -развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам друг друга; - формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации. ОО «Речевое развитие» -обогащение активного словаря, повысить речевую активность детей, активизировать словарь; -знакомство с детской литературой, книгами, картинками в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем; - развивать у детей умение использовать в речи логически построенные высказывания; - поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации; -формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. ОО «Познавательное развитие» -развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение; -воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых; -развивать поисковую деятельность, активизировать мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций; -развивать желание экспериментировать; -расширять знания детей о профессиях; - познакомить детей с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками; - закрепить знания о столовой посуде; - развивать любознательность, интерес к данной профессии. ОО «Художественно-эстетическое развитие» -развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие; -знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, подводить к различению видов искусства через художественный образ; -реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и д. р.); -развивать у детей способность создавать композиции из бумаги и пластилина; -формировать умение создавать композиции, используя нетрадиционный материал (крупы, ватные палочки, ватные диски, веточки и т. д.). ОО «Физическое развитие» -овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; -формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Взаимодействие с родителями 1. Организация выставки мини-библиотека «Природа-наш дом». Цель: Создать благоприятную атмосферу в группе между родителями и педагогами группы. 2. Организация конкурса поделок «Кормушка или скворечник для птиц». 3. Организация выставки рисунков «Природу вместе сбережём». Проблемы проекта - Для чего нужно беречь природу? Предварительная работа: - поисковая работа по подбору материала для проекта; - подбор художественной литературы; - подбор соответствующих иллюстраций; - подготовка наглядных пособий для изготовления аппликаций и для лепки из пластилина. Краткое содержание проекта Социально коммуникативное развитие Дидактические игры: «Что лишнее», «Кто где живёт»; «Кто что ест?»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек»; «Угадай животных»; «Животные и малыш» «Я познаю мир» - развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное; развивать внимательность, умение обобщать; развивать связную речь. Сюжетно ролевая игры: «Строим заповедник», «Прогулка по лесу», «Спасём лес от пожара» - воспитывать бережное отношение к природе. Беседы с детьми : «Правила поведения на природе», «Красная книга Родного края», «Как сберечь лес от пожара», «Для чего нужны кормушки птицам». Познавательное развитие Дидактическая игра «Я познаю мир» - развитие внимания, закрепление названий посуды, расширение словаря. Экскурсия по территории детского сада. Д/ и «Спасатели леса» - расширять знания о животном мире. Д/и «Сортировка мусора» - Закрепить знания о свойствах предметов» Д/и «Живая и неживая природа» Речевое развитие Чтение В. Зотов «Заяц –беляк», «Лесная мозаика», В. Чарушин «Что за зверь», Н. Сладков «Лесные шорохи», Л. Толстой «Волк», А. Клыков «Как лиса зимует», К. Ушинский «Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна», Г. Снегирев «Звери наших лесов», Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»). Экологическая беседы: «К природе с добротой», «Лес - важнейший компонент биосферы»; «Ценность леса»; «Лес - кладовая природы»; «Братья наши меньшие». Загадки о природе. Физическое развитие Пальчиковые игры Хороводные игры Подвижные игры «Угадай, чей хвост» «Кто где живет?» «Зайцы и охотник» «Хитрая лиса» «Волк во рву» «Кто знает, пусть продолжает» «Угадай, чей след». Спортивный досуг «Природу вместе сбережём» Художественно эстетическое развитие Рисование «Правила поведения на природе». Лепка из пластилина «Животные леса» Самостоятельная деятельность детей: рассматривание картин, иллюстраций, раскрашивание раскрасок «Природу вместе сбережём». Инсценировка сказки по замыслу «Соберём мусор вместе с жителями леса» Создание развивающей среды (оснащение центров активности) : -атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Строим заповедник», «Прогулка по лесу», «Спасём лес от пожара». - внести дидактические и настольные игры: «Я познаю мир»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек»; «Четвёртый лишний» - пополнить библиотеку книгами. - раскраски «Природу вместе сбережём». Предполагаемые итоги реализации проекта : -Дети знакомятся с правилами поведения в лесу; -Дети смогут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности; - У детей разовьётся поисковая деятельность, активизировался словарь и речь; -Улучшится работа по взаимодействию с родителями; -Дети научатся бережно относиться к природе. Этапы реализации проекта : Этап I. Информационно-накопительный. срок: с 16 ноября по 20 ноября. - Разработка перспективных планов работы с детьми воспитателями и родителями по темам проекта. - Подбор художественной литературы (стихи, загадки, рассказы). - Поисковая работа по подбору иллюстративного материала (дидактические альбомы, наглядный материал). - Подбор материала для продуктивной деятельности. - Подготовка наглядной информации для родителей. Этап II. Организационно-практический. Цель: организовать деятельность педагогов, детей и родителей; внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по данной теме. Этап III. Контрольно-рефлексивный. срок с 23- по 30 ноября Цель: определение результата практической деятельности детей и родителей. -Обобщение опыта и определение результатов деятельности. -Оформление выставок: «Природу вместе сбережём», «Природа-наш дом». Организация выставки совместных работ взрослых и детей по теме проекта под названием «Кормушки или скворечники для птиц». Результат работы В результате планомерной, систематической работы: -дети познакомились с правилами поведения на природе; - обогатилась речь детей; -процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания; - улучшилась работа по взаимодействию с родителями. -были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; -дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым; появился интерес к явлениям и объектам природы. -закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы; -повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии. Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности. Список литературы 1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса 2012г. 2. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников под ред. С. Н. Николаевой 2005г. 3. Николаева С. Н. «Юный эколог» 2005г. 4. Рыжова Н. А. «Наш дом-природа» 2006г. 5. Горькова Л. Г., А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2005г