Папки-передвижки

Проект «Природная аптека»

Марина Гаврюшина
Проект «Природная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы

«Природная аптека»

Проект разработала : воспитатель старшей группы «Капитошка» Гаврюшина Марина Витальевна.

Актуальность проекта : Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, что необходимо изучить лекарственные растения, которые произрастают в окрестностях нашего поселка. Формируя гуманные отношения к природе необходимо, чтобы дети поняли, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – это забота о человеке, его будущем.

Публикация «Проект „Природная аптека“» размещена в разделах

«Лето теплое, лето красное! Солнце доброе, солнце ясное! Соком полнится зелена трава, собирать, сушить уж ее пора! А вы травушку собирайте да на зимушку припасайте! От болезни вас охранит она, вам здоровья даст, силушки сполна!»

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.

Тип проекта :

По содержанию: информационный

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)

По возрасту: средняя группа

Цель проекта : Формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах. Изучение лекарственных растений, растущих в Кольцово.

Задачи:

Дать детям представление о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Воспитывать бережное отношение к природе, к растениям.

Воспитывать у детей любознательность, собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений; загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки.

Научить пользоваться некоторыми лекарственными растениями в целях оказания первой медицинской помощи.

Заинтересовать родителей и привлечь их к совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада.

Развивать игровое творчество, смекалку.

Подготовительный этап:

составление перспективного плана мероприятий проекта на месяц;

подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;

подборка иллюстраций лекарственных растений;

подготовка материала и оборудования: тетради и альбом для оформления результатов наблюдения; оборудование для приготовления чая, посуда для дегустации.

Итог проекта :

Оформление альбома «Наши зелёные помощники» с детскими рисунками и сказками;

Викторина для детей и родителей «Целебное лукошко»

Реализация проекта :

Неделя 1.

Беседа о лекарственных растениях «Зелёная аптека». Задачи: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Чтение художественной литературы. А. Онегов «Тропинка полевая». Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к чтению художественной литературы.

Дидактическая игра. «Узнай растение». Задачи: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.

Дидактическая игра. «Вылечи человека». Задачи: закрепить знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

Художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Одуванчик». Задачи: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

Прослушивание музыкальных произведений. В. Моцарт «Цветы». Задачи: развивать умение определять характер музыки

Работа с родителями. Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений

Неделя 2.

Беседа о съедобных и несъедобных растениях «Друг или враг?» Задачи: Научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать по внешним признакам, по запаху, строению одно лекарственное растение от другого.

Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Загадки цветов». Задачи: побуждать замечать изобразительно - выразительные средства художественной литературы

Дидактическая игра «Вершки-корешки». Задачи: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

Дидактическая игра. «Фитодоктор». Задачи: Дать понятие о пользе лекарственных растений; знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; закрепить знания о правилах безопасного поведения (дома, на улице, в лесу и около воды);

Художественно – эстетическое развитие. Рисование «На лугу». Задачи: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии на луг.

Прослушивание музыкальных произведений. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов». Задачи: развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки

Работа с родителями. Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях

Неделя 3.

Беседа: «В гостях у бабушки – травницы». Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Сюжетно - ролевая игра: «Ботанический сад». Задачи: Учить детей относиться к растениям как к живым существам.

Чтение художественной литературы: А. Плешаков «Зелёные страницы». Задачи: способствовать углублению знаний и представлений детей об окружающем мире средствами художественной литературы

Дидактическое упражнение. «Определи по запаху». Задачи: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Дидактическая игра. «Хорошо-плохо». Задачи: Уточнить знания детей о сборе лечебных трав.

Художественно – эстетическое развитие. Конструирование из бумаги «Ромашка». Задачи: закрепление навыка работы с ножницами, с шаблоном, закрепление умения завершить начатое дело до конца

Прослушивание музыкальных произведений. Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа». Задачи: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Работа с родителями. Составление совместного гербария «Лекарственные растения»

Неделя 4.

Экскурсия по территории детского сада «Наш верный друг – подорожник». Задачи: познакомить детей с природным окружением наукограда Кольцово; рассказать о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомить детей с лекарственным растением – подорожником, с его внешним строением; рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; какие условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос.

Беседа «Трава у твоего дома». Задачи: Знакомство с растениями нашего поселка Кольцово, их внешним видом, лекарственными свойствами и правилами сбора.

Дидактическая игра. «Цветы». Задачи: Вспомнить названия лекарственных растений, их частей, отличительные признаки. (крапива, одуванчик).

Дидактическая игра. «Найди растение по описанию». Задачи: Упражнять в умении находить растения по описанию.

Чтение художественной литературы: А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа). Задачи: способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

Художественно – эстетическое развитие. Рисование «Наш друг – подорожник». Задачи: учить детей передавать в рисунки характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

Прослушивание музыкальных произведений. М. Протасов «Одуванчики». Задачи: учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.

Работа с родителями. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!», дегустация лекарственных растительных чаёв.

Загадки о лекарственных растениях.

***

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

***

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

***

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(Подорожник.)

***

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная.

(душица)

***

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой.

(зверобой)

***

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка?

(чистотел)

***

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом.

(медуница)

***

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав…

(тысячелистник)

***

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он - салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(пастушья сумка)

***

Он "любит - не любит" ответить нам может

И глянет приветливо желтым глазком.

Аптечный цветок на него так похож,

Его мы лекарственным другом зовем.

(ромашка)

***

В широколиственных лесах

И на обочинах дорожек

Её ты встретишь всю в цветах,

Похожих чем-то на горошек.

Но сильный камфорный букет

Не любят мухи и москиты,

Оставит от ожога след -

Её соцветья ядовиты.

Будь аккуратнее, друг мой,

Любуясь, не теряй рассудок,

Ведь из растения настой

Поможет вылечить желудок.

(пижма)

***

Я совсем не царапучий,

И не жгучий, не колючий.

На ромашку я похож,

Только жёлтый, ну и что ж?

Вот когда я отцвету,

Ноготками обрасту.

(Календула)

***

Что, скажите, за растенье

Все считают сорняком?

У кого цветки-колючки

Прицепляются шипом?

Кто в природе повсеместно

Сам себя распространяет

И нередко, при болезнях,

Многим людям помогает?

От детишек до старух

Как зовут его?. (Лопух)

***

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что ж это за диво?

Это же. (Крапива)

***

Голодный шмель вздыхает тяжко:

Поел бы с радостью я кашки.

Цветов едва коснулся ветер.

И шмель тот час заметил.

(Клевер)

Задания для викторины.

1.

Педагог: Собрать цветочные бусы из флажков кораблика «Плюх-плюх».

Ход задания: Дети просматривают картинки с лекарственными растениями (одуванчик, подорожник, календула, рябина, василек, хвощ, пижма, вспоминают название, определяют цвет.

Далее воспитатель задает последовательность: называет растение, дети находят флажок соответствующего цвета и нанизывают на шнурок. По окончании проверяют получившиеся бусы с образцом.

2.

В черном ящике лежит растение. Воспитатель описывает его, дети дают ответ.

Швейцарский инженер Жорж де Местраль пошел на прогулку со своей собакой. После прогулки, снимая с шерсти собаки головки этого растения, он изобрел застежку-липучку. Что это за растение (Репейник)

3.

Перед детьми лежат лекарственные растения. Педагог дает описание растения, дети определяют, о каком растении идет речь.

1) Это растение в народе называли средством от 99 болезней, а также использовали в качестве фиолетового красителя для тканей. А вот козы и овцы с белой шерстью, поев это растение, начинали болеть. (Зверобой)

2) Его называют ахиллесовой травой, потому что, по преданию, древний герой Ахилл лечил ею раненых товарищей. На Руси соком этого растения заживляли раны и глубокие порезы. Листиков на его веточках очень много, может тысяча, а может и больше. (Тысячелистник)

3) На исхоженных человеком тропах этого растения хоть отбавляй, где ступила нога человека, там вырастает новое растение. Издавна соком этого растения заживляли раны, лечили ожоги. (Подорожник)

4) Красивый цветок привлекает бабочек, пчел, шмелей, но ни пыльцы, ни нектара в нем нет. Лечит нас от простуды, кашля, зубной боли. А еще по нему можно гадать. (Ромашка)

5) Листья этого растения годятся для щей и салатов, веничек берут с собой в баню, косметологи используют отвары для шампуней и кремов. А мы побаиваемся ее. (Крапива)

Заключение: В ходе исследовательской работы дети многое узнали. Они узнали, что мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы решили, что необходимо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Наш край — природная кладовая» в средней группе МБДОУ «Детский сад п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области» Конспект занятия по экологическому воспитанию в.

Сценарий праздника «Аптека тетушки Пчелы» (средняя группа) Аптека тетушки Пчелы 2018 г. (средняя группа) Вход: Танцевальная композиция! 1. Сегодня праздник в зале нашем И потому, он так украшен.

Конспект занятия по природному миру «Природная кладовая» в подготовительной группеКонспект занятия по природному миру «Природная кладовая» в подготовительной группе Цель: закреплять знания детей о растительной и животной среде нашего края. Задачи: 1. Обучающие: Обобщать и выявить знания детей об окружающем.

Мастер-класс по изготовлению атрибута к игре «Аптека»Мастер-класс по изготовлению атрибута к игре «Аптека» Мастер – класс по изготовлению атрибута к игре «Аптека» Цель данной игры - обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по.

Организация сюжетно-ролевой игры «Аптека» Организация сюжетно ролевой игры «Аптека» Возрастная группа: подготовительная Название группы: «Веселые стрижи» Воспитатель: Бурилина С. А.

Проект «Аптека вокруг нас» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Дюймовочка» Исследовательский проект на тему: «Аптека вокруг.

Проект по экологическому воспитанию «В гостях у Пилюлькина. Аптека цветочного города» Проект: «В ГОСТЯХ У ПИЛЮЛЬКИНА. АПТЕКА ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА.» Автор: воспитатель старшей группы №02 Тинькова Мария Станиславовна Актуальность.

Экологическая викторина в рамках проекта «Зеленая аптека» Экологическая викторина «Русское разнотравье» Экологическая викторина «Русское разнотравье» подготовительный возраст в рамках проекта «Зеленая.

Экологический проект «Зеленая аптека» для 6–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 с. Шурскол» Экологический проект «Зеленая аптека» (для детей.

Конспект занятия «Зеленая аптека на службе человека» Сегодня мы будем говорить о лекарственных травах, цветах, растениях, о тайнах природы, которые помогают нам наслаждаться, удивляться и конечно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Природная аптека»
Опубликовано: 4 июня 2019 в 07:20
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Природная аптека»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гаврюшина (УИ 363670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД