Наталья Лысенкова
Экологический проект «Зеленая аптека» для 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 с. Шурскол»
Экологический проект
«Зеленая аптека»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Выполнили: воспитатель 1 кв. категории
Лысенкова Н. В.
2018 год
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Инновационный потенциал проекта
• Цель,задачи и принципы проекта
• Социальная значимость проекта
Публикация «Экологический проект „Зеленая аптека“ для 6–7 лет» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. План реализации проекта
5. Ожидаемые результаты
6. Содержание работы над реализацией проекта
7. Условия реализации проекта
8. Перспективы развития проекта
9. Литература
1. Паспорт проекта
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В. Рождественский
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: апрель-сентябрь 2018 года.
Планируемые результаты:
дети получат элементарные представления о пользе лекарственных рас-тений;
обогатится словарный запас детей по теме «Лекарственные растения»;
центр природы пополнится новыми пособиями и дидактическими мате-риалами;
знания по теме «лекарственные растения» дети смогут применять в раз-ных видах деятельности (познавательной, трудовой, продуктивной, иг-ровой, коммуникативной);
у детей сформируются представления о взаимосвязи человека и приро-ды;
заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми.
2. Актуальность проекта
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
В ходе изучения представлений детей о лекарственных растениях, выяс-нилось, что дети недостаточно владеют знаниями о растениях, о пользе их для человека и природы, способах выращивания, среде обитания, о бережном обращении с такими растениями. В ходе работы с родителями, мы также вы-явили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных рас-тений.
Поэтому мы решили, что наш проект будет наиболее актуален к реше-нию этих задач.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произ-растает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые растут на фитоогороде ДОУ, вы-растить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укреп-ления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. По-этому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологиче-ский проект «Зеленая аптека».
3. Инновационный потенциал проекта
Цель проекта : создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта :
• Знакомить дошкольников с лекарственными растениями.
• Воспитывать бережное отношение к ним.
• Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.
• Вызвать интерес родителей и привлекать их к совместной деятельности с детьми.
Принципы:
• Целенаправленность процесса ознакомления с лекарственными растени-ями;
• Системность проведения работы;
• Доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей де-тей;
• Наглядность;
• Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
• Интеграция программных областей знаний, которая позволяет форми-ровать у ребенка целостное представление о мире лекарственных расте-ний.
• Активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов.
Социальная значимость проекта
Непременным условием выживания в напряженной экологической об-становке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Самым интересным объектом является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жиз-ни.
Познакомить детей с лекарственными растениями, научить любить и це-нить их – дело не из легких. Основные задачи, которые, на наш взгляд, ре-шает воспитатель, знакомя дошкольников с лекарственными растениями, сле-дующие:
- дать представления о том, что растения –живые существа, причем очень хрупкие;
- сформировать познавательный интерес к миру лекарственных растений.
Ребёнок в силу своих психологических особенностей не видит этого. Он не замечает того изящества и красоты растения, которое видит взрослый. Воспитатель может помочь ребёнку увидеть эту красоту, что каждое растение – это чудо природы и каждый цветок красив по-своему.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будят в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы воспитания детей. Мы стараемсянаучить детей не только ухаживать за ними, но и проявлять к ним внимание, доброту. Природа привлекает внимание детей, но главное не наблюдение, главное с малых лет жизни привить бережное отношение к при-роде. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Чувство прекрасного и бережное отношение к нему, мы считаем прежде всего начинается с самой живой природы. Через такую тему, как изучение ле-карственных растений, мы продолжаем знакомство детей с природой, с осо-бенностями растений, их пользе. Через использование стихов, загадок, краси-вых наглядных картинок у детей формируются не только знания, но и разви-вается эстетические чувства. Такая форма проведения мероприятия не только расширяет знания о растительном мире, но и развивает память, речь, вооб-ражение. А это все способствует общему умственному развитию детей.
Знакомя детей с лекарственными растениями, мы учим тому, что они становятся более внимательными и наблюдательными к миру растений, и оглядываясь по сторонам замечают, что лекарственные растения растут у нас под ногами. Природа протягивает нам руку помощи, давая возможность ис-пользовать зеленую аптеку для лечения от недугов. Но в тоже время мы учим их беречь окружающую нас природу, правилам поведения в природе.
4. План реализации проекта.
этапы Работа
с детьми Работа
с педагогами Взаимодействие с семь-ей
орга-низа-цион-ный • Выявление представлений детей о лекар-ственных расте-ниях (методи-каП. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцовой) Изучение литерату-ры.
Разработка плана ре-ализации проекта. Разработка планов совместной деятель-ности с детьми.
Подбор методической литературы о лекар-ственных растениях Информация для роди-телей о цели, задачах и предстоящей деятельно-сти по проекту.
Анкетирование родите-лей по теме.
Прак-тиче-ский • Формирование у детей пред-ставлений о ле-карственных рас-тениях через различные виды деятельности. • Проведение работы по формированию у детей представлений о лекарственных рас-тениях, используя различные виды дет-ской деятельности.
• Оснащение пред-метно-развивающей среды (оформление в соответствии с темой) Совместная деятельность родителей с детьми в продуктивной, познава-тельно- исследователь-ской деятельности.
Заклю-чи-тель-ный Презентация результатов совместной де-ятельности – создание альбома «Лекар-ственные растения нашего участка»
5. Ожидаемые результаты:
Для детей: дети получат элементарные представления о пользе лекарствен-ных растений; у детей сформируются представления о взаимосвязи человека и природы;дети смогут применять сформированные знания о лекарственных растениях на практике; бережно относится к растениям, помогающим здоро-вью человека.
Для воспитателей:Повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализа-ция. Развивающая среда пополнится новым наглядным материалом, дидакти-ческими играми и пособиями.
Для родителей:проявление интереса к совместной познавательной, продук-тивной с детьми деятельности; повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.
6. Содержание работы над реализацией проекта.
Сроки Мероприятия для детей Формы работы с родителями Совместная дея-тельность
(родители и дети)
Апрель 1. Выявление представлений детей о лекарственных растениях.
2. Трудовая деятельность «Проращива-ние семян».
2. Беседа "Лекарственные растения"
3. Экскурсия по маршруту «Там на не-ведомых дорожках» (в окрестностях детского сада).
Цель: Познакомить детей с природ-ным окружением нашего села, расска-зать о многообразии лекарственных растений, произрастающих около дет-ского сада.
4. Дидактическая игра: «Узнай по опи-санию».
5. Наблюдение “Наблюдаем, как рас-тет рассада” 1. Анкетирование ро-дите-лей «Экологическое воспитание детей».
Цель:выявить уровень знаний родителей по данной теме.
2. Консультация «По-лезные рецепты из лекарственных трав» 1. Выставка рисунков «Наш друг – подо-рожник»
2. Подбор информа-ции о лекарственных растениям (стихи, за-гадки, рассказы, сказ-ки).
Май 1. Поисковая-исследовательская дея-тельность:
«Где лучше посадить растения?»
2. ООД «В гостях у Доктора Айболи-та»
Цель: расширять знания о пользе ле-карственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
3. Наблюдение за березой
Цель:продолжать знакомить с березой, ее лечебными свойствами, особенно-стями березы.
4. Вечер загадок о лекарственных рас-тениях.
5. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет». 1. Родительское со-брание «Целебные травы».
Цель:познакомить ро-дителей с разнообра-зием лекарственных трав, их применением в лечении простуд-ных заболеваний, включить родителей в процесс экологиче-ского воспитания до-школьников.
Июнь 1. Коллаж «Цветочное царство».
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художествен-но-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.
2. Слушание музыки:
Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
Цель: формирование основ экологиче-ской культуры детей через восприятие музыки.
3. Дидактическая игра: «Что лечит это растение?»
4. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”. 1. Попросить родите-лей сделать альбомы с фотографиями лекар-ственных растений нашего края занесен-ных в Красную кни-гу. 1. Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекар-ственных растений.
Июль 1. Рисование иллюстраций к экологи-ческим сказкам о лекарственных рас-тениях.
2. Пазлы «От какого растения часть?» 1. Конкурс на тему «Экологическая сказ-ка» (придумывание сказок о лекарствен-ных растениях) 1. Создание книги «Зеленые друзья»
Август 1. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
2. Лепка (коллективная работа) “Ле-карственных трав хоровод”
3. Дидактическая игра "Вершки - ко-решки"
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – ли-стья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.
4. ООД "Лекарственные растения - средства оздоровления человека»
5. Составление схем «Что лечит это растение?». 1. Памятка «Правила сбора лекарственных растений» 1. Викторина «Знато-ки лечебных трав»
2. Составление герба-рия «Лекарственных растений»
Сентябрь 1. ООД – сказка «Старый подорожник»
2. Эксперементально -исследовательская деятельность «Ко-ра деревьев»
Цель: Уточнить с детьми понятие «ко-ра» для чего она служит дереву. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются мо-лодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).
3. Чтение рассказа В. Бианки “О тра-вах”.
4. Дидактическая игра “Четвертый лишний” 1. Собрать информа-цию о лекарственных растениях нашего се-ла: (календула, ча-брец, одуванчик, мя-та, мать – и – мачеха, шиповник).
Цель: развивать поис-ковую деятельность дошкольников, спо-собствовать обогаще-нию и углублению знаний о данных ле-карственных растени-ях.
2. Тематический ве-чер: дети с родителя-ми «Лекарственные растения».
Цель:обобщить зна-ния дошкольников и родителей о лекар-ственных растениях, их пользе, бережном отношении к ним. 1. Создание фотоаль-бома: «Мы и наши зеленые друзья».
2. Итоговое меропри-ятие: Проведение КВН «Знатоки лекар-ственных трав» (дети, родители).
7. Условия реализации проекта
Для выполнения поставленных задач, для становления экологической вос-питанности детей потребовалась специальная работа. При ее организации мы учитывали, что в дошкольном детстве ребенок накапливает собственный, свое-образный опыт отношения к природе, а это невозможно без близкого общения с живыми объектами. Поэтому началом нашей работы стало построение эколо-гически развивающей среды в детском саду.
Организация предметно-развивающей среды:
В группе были оборудованы уголки:
- в центре речевого развития имеются яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений; а также с растениями, занесёнными в Красную книгу; альбомы с изображением деревьев, кустарников, овощей, фруктов, ягод;
- для развития игровой деятельности были изготовлены и приобретены ди-дактические игры о лекарственных растениях и травах;
- оформление фитобара – на коробочках с чаем наклеены изображения ле-карственных растений с их названием.
- вгруппе создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельно-сти и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу;
- в группе есть мини-лаборатория, здесь дети под руководством воспитате-ля проводят эксперименты и опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.
Кроме того, эти знания закрепляются и углубляются на протяжении дру-гих режимных моментов, таких, как прогулки, экскурсии, игры, а также ис-пользуется такая форма, как задания.
В своей деятельности я использовала следующие методы:
• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового харак-тера, наблюдения;
• наглядные: картинки, иллюстрации, плакаты.
• словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, сло-весные инструкции;
• слушание музыки.
На участке детского сада много цветов (в теплое время года) – от этого детский сад становится действительно цветущим садом. Цветущие растения развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настрое-ние. На центральном входе и вдоль дороги растут ноготки, бархатцы. На участке в разных местах растут и многолетние растения, и однолетники.
На групповом мини-огороде посажены – щавель, морковь, свекла, зелё-ный лук, картофель, горох, помидор, укроп. Произрастают различные виды цветов.
На площадке есть лавочки, пеньки, на которых приходящие сюда дети спокойно сидят, наблюдают за цветами, растениями.
В уголке природы имеются:
- комнатные лекарственные растения (колеус, каланхоэ);
-временные объекты природы (огород на окне) с посадками лука, рассады.
Главная особенность центра природы – непосредственная близость его к де-тям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за лекарственными растениями, уход и выращивание.
С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие рас-тения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, разме-щённые в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо рас-ти, хорошо выглядеть, цвести). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.
Приступая к работе, мы составили перспективный план на весенне-летне-осенний период, куда включили различные методы и приемы работы по озна-комлению детей с лекарственными растениями
В работе мы применяли следующие формы организации деятельности де-тей:
1. Наблюдения – в ходе которых дети получали знания о лекарственных рас-тениях нашего края, знакомились с лечебными свойствами березы, ее особен-ностями.
В ходе наблюдений широко применялись народные приметы, проблемные ситуации и вопросы. Например, наблюдение за березой начала с загадки, после чего детям предлагалось ответить на вопросы: «О каком времени года гово-рится в загадке? Что это за дерево? В каком состоянии находятся деревья вес-ной? Зимой? и т. д.
2. Викторины – проводились для уточнения и расширения знаний детей о ле-карственных растениях. Например, Викторина «Знатоки лечебных трав» - 2 команды (дети и их родители) по очереди отвечают на вопросы воспитателя и зарабатывают очки, победители поощрялись призами. В конце мероприятия детям и родителям предлагалось попить чай из лекарственных растений.
3. Ситуации общения – дети получали знания о правилах сбора лекарствен-ных растений, их хранения и применения; уточняли и систематизировали зна-ния о растениях. Например, «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Ле-карственные растения» и т. д.
4. Развлечение – в ходе, которого дети расширяли знания о лекарственных растениях нашего края.
5. С целью закрепления знаний детей о разнообразии лекарственных растений, бережного отношения ко всему живому мы использовали в своей работе игро-вые формы:
- игры – загадки («Отгадай и загадай», игры – перевоплощения: «Я – ромаш-ка», «Я – подорожник» и т. д.
6. ООД – в ходе которых дети знакомились с лекарственными растениями, за-крепляли уже знакомые. В образовательной деятельности дети учились пра-вильно называть лекарственное растение, получали знания о целительных свойствах лекарственных растений, ухаживать за ними, получали первичные представления о взаимосвязях в природе. Например, «Лекарственные растения – средства оздоровления человека», «В гостях у доктора Айболита».
7. Для закрепления и систематизации полученных знаний играли с детьми в ди-дактические игры: «Узнай по описанию», «Что лечит это растение?», «Верш-ки - корешки», «Четвертый лишний» и т. д.
8. В своей работе развивали интерес к знаниям через опыты. Например, в по-исково - исследовательской деятельности «Кора деревьев», уточняли с детьми понятие «кора» для чего она служит дереву, учились узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.
9. Восприятие художественной литературы: для расширения, обобщения и закрепления знаний детей читали художественные произведения о лекарствен-ных растениях (рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», В. Бианки “О травах”, отрывки из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева); отгадывание загадок и чтение стихов о лекарственных растениях.
10. Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений мы использовали для закрепления и уточнения представлений детей о лекар-ственных растениях.
Немаловажным условием является участие родителей в формировании экологической воспитанности детей.
На отношение ребенка к природе самое существенное влияние оказывает поведение взрослых, ребенок подражает им. Поэтому, нами были организова-ны различные беседы, викторины, родительское собрание, консультации с ро-дителями, папки-передвижки, с целью совершенствования экологической куль-туры родителей. Также советовали родителям чаще бывать вместе с детьми на природе, соприкасаться с ней, объяснять ребенку причинно-следственные связи природы. Ведь у ребенка в дошкольном возрасте преобладают вопросы: Как? Почему? И нам, взрослым, необходимо правильно, экологически грамотно от-вечать на них. Не допускать грубости к природе.
Таким образом, в группе были созданы условия для ознакомления детей с лекарственными растениями, организован непрерывный систематический пе-дагогический процесс, который включает в себя ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая по-стоянная деятельность приучает думать и систематически получать знания не только по лекарственным растениям, но и формирует экологические представ-ления в целом.
8. Перспективы дальнейшего развития проекта :
В ходе проекта мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы с детьми решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вре-да природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богат-ства и радость общения.
В ходе реализации проекта, у детей:
- развился познавательный интерес, расширились представления о природе,
- сформировались знания о лекарственных растениях,
- обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания,
- дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их.
Несмотря на трудности, мы считаем, что дети достигли неплохих резуль-татов, и цель, поставленная нами в начале проекта, достигнута. Дети узнали о свойствах, названии лекарственных растений, их пользе для человека. Дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. Дети позна-комились с лекарственными растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Совместно с родителями со-брали материал о лекарственных растениях и травах. Родителями совместно с детьми был оформлен сборник по лекарственным растениям. Дети стали про-являть интерес к природным объектам.
Особенно радует то, что удалось донести до детей главную истину, что РАСТЕНИЯ – это живые существа; что все живое: растет, развивается, удовле-творяет свои потребности, дышит, питается. Что одно невозможно без другого, в мире все едино и взаимосвязано, и мы должны помогать друг другу, ценить друг друга. И от нашего поведения в природе зависит множество жизней дру-гих живых существ.
В 2018 – 2019 учебном году мы решили продолжать работу над этой проблемой уже в подготовительной группе, так как эта тема интересна всем участникам образовательного процесса и необходима для становления эколо-гической воспитанности детей. В дальнейшем мы будем пополнять свои нара-ботки новыми материалами и новой литературой. Ведь в нашем регионе нема-ло лекарственных растений. Это не только поможет детям в будущем исполь-зовать их для лечения, но и научит правильному, бережному отношению к природе.
Литература:
1. Бонева, Б. Н. Формирование представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни лекарственных растений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. кан. пед. наук / Б. Н. Бонева. – М., 1973.
2. Бабаева, Т. И. Программа «Детство» [Текст] Примерная основная общеоб-разовательная программа дошкольного образования / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой [и др. ] / ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 2004.
4. Виноградова, Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / Н. Ф. Виноградова. - Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.
5. Герасимов, С. О. Редкие лекарственные растения [Текст] / С. О. Герасимов, И. Л. Журавлев. – М., 2000.
6. Зебзеева, В. В. О формах и методах экологического образования дошколь-ников / В. В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2008. - №7. - С. 85.
7. Игра и ознакомление дошкольников с растениями [Текст]/ сост. И. Г. Кома-рова. – Могилев, 2009