Надежда Шавкунова
Приобщение дошкольников к народным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Успешные практики педагогической деятельности воспитателей в рамках реализации ФГОС ДО (сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей)
«Приобщение дошкольников к народным традициям"
Шавкунова Надежда Васильевна
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
Народ, который не знает
своей культуры и истории, -
презренен и легкомыслен.
Карамзин.
Введение
Публикация «Приобщение дошкольников к народным традициям» размещена в разделах
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, других людей, другие народы, понимать свое место в мире природы.
Поэтому, наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей, культурного наследия русского народа, просеянных сквозь сито веков.
К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
Вот поэтому, важным моментом в воспитательной работе нашего детского сада стало целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа.
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.
Воспитанию у дошкольников патриотических и духовно-нравственных качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии. Наша работа заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.
Поэтому, выход из этой ситуации есть - в возрождении и приобщении
дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития ребенка.
Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.
Россия, Родина, Родной край. Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?
Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.
Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.
Введение в практику дошкольного образования интегрированной непосредственно-образовательной деятельности предполагается использование разнообразных видов деятельности, которые могут интегрировать между собой, что является решением единой педагогической задачи обучения. Развитие ребенка осуществляется в двух или более направлениях по формированию народных традиций, по художественно-эстетическому воспитанию воспитателями, узкими специалистами, работающими с одной группой детей на основе интеграции.
Приобщение к народным традициям в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла является эффективным научным инновационным методом работы с дошкольниками. Также - это есть важный шаг в становлении личности ребенка.
Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями.
В нашем дошкольном учреждении встал вопрос об условиях, которые способствовали бы успешному формированию патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей у дошкольников и побуждению родителей к осознанному развитию у себя и у своих детей данных качеств, определению своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.
И для решения этого вопроса мною был выбран метод проектов, так как он обеспечивает построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка.
Общий замысел проектов заключался в объединении усилий меня, как педагога, ну и соответственно, семьи и социальных партнеров для формирования у детей гражданских чувств, чувств любви к родному краю, уважение к людям разных национальностей, проживающих на Урале, их культуре.
Уральский край - уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей чувство любви и гордости к «малой» Родине. Край наш богат, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы, определила следующие задачи:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми :
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью
Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С воспитанниками 5-7 лет можно провести беседы о могуществе нашей страны, её богатстве, природе. Уделить внимание знакомству дошкольников с тем, что на территории России живут люди разных национальностей и, у них есть свои обычаи, традиции и праздники.
Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми.
Новизна
Формирование у детей представлений о многообразии народных культур и положительное отношение к ним;
Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка В социально-культурный опыт народа;
Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.
Ведущая идея опыта - приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.
Адресная направленность.
Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Трудоемкость.
Изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями;
разработка анкет, диагностических карт для выявления готовности родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением. Ежедневное организованное наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
Проведение экскурсий в музеи выставочные залы родного города, края;
Собеседование с применением методических приемов, как вопросы, сравнивания, индивидуальные задания, обращение к опыту детей;
Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Святки», «Масленица», «Сороки» и др., а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры).
Ознакомление детей с искусством народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.
Результативность на начало внедрения проектов. Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
Знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
Итак, с детьми старшего дошкольного возраста, было реализовано несколько проектов:
- «Фестиваль национальностей Урала»;
- «День народного единства»;
- «Великая Отечественная война глазами детей»;
- «Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольного возраста с целью первоначальных представлений о традициях церковного православного календаря».
Условия реализации целей и задач проектов предполагали:
- введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее;
- осуществление деятельностного подхода в приобщение детей к культуре родного края; т. е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном;
- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта, предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов, предоставляющие детям возможность проявить свое творчество.
Обогащение развивающей предметно- пространственной среды проходило через материалы на тему «Наш край», в которых для более широкого понимания малой Родины дети могут познакомиться с родным краем – Свердловской областью, Уралом. Дети с удовольствием и любопытством рассматривали фотоальбомы «Города Свердловской области» - города с кратким их описанием, «Растительный и животный мир Урала», «Урал – удивительный край» - культура и традиции народов Урала, далее эта работа перерастала в беседы, обсуждения, которые развивают логическое мышление. Собрана картотека дидактических игр: «Дома бывают разные», «Узнай на фото», «Города Свердловской области», «Народные промыслы», «Путешествие по городу», «Городской транспорт», «Кто первым найдет дорогу к детскому саду», «Рассыпающиеся картинки», «Собери герб и флаг», «Дорожные знаки». С помощью родителей собрана коллекция кукол «Народы Урала». В мини-музеи «Природа России» представлены: кусочки различной древесины, гербарий листьев с изображением тех деревьев, которым они принадлежат, шишки, орехи, альбомы растительного и животного мира, макет лесной полянки с ее растительностью и обитателями, альбом аппликаций из природного материала, коллекция орехов, насекомых, камней и полезных ископаемых.
Содержание работы:
Активными участниками всех праздничных мероприятиях стали и родители детей, которые активно включались в мастер-классы, выставки и народные гуляния, тем самым становясь живым примером увлеченности, деятельности и творчества.
Работа в рамках проектов способствовала пробуждению активного интереса детей к народной культуре Урала, вовлеченности в процесс познания ее истоков; повышение уровня гражданско-патриотического сознания воспитанников и родителей дошкольного учреждения. Общая погруженность в процесс познания народной культуры в рамках проекта направила детей к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.
Хочется отметить, что дети являются носителями основных культурных ценностей, транслируют их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы, что представляет социальную значимость нашего проекта. Всё это формирует ценностно-положительное отношение к социальной действительности и обеспечивает качество работы в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа в детском саду прошел «Фестиваль Национальностей России».
В результате этого мероприятия воспитанники познакомились с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, сформировалось гуманистическое мировоззрение, включающее убеждённость в неповторимости, уникальной каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций)
Такие праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Фестиваль сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний.
Долгосрочный масштабный годовой проект «Духовно-нравственное воспитание старшего дошкольного возраста с целью первоначальных представлений о традициях церковного православного календаря». В данном проекте воспитанники познакомились с такими православными праздниками как:
- «Рождественские колядки»
- «Солнечная Масленица»;
- «Праздник Пасхи»;
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и церковных традиций своего народа, расширен кругозор, обогащен словарный запас.
Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Так же мы познакомили детей с народным календарем. Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например, осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
В рамках проекта дети познакомились с народными играми. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.
Совместную познавательную и творческую деятельность реализуем, через познавательные беседы, занимательные экскурсии, коллекционирование, видео-презентации, театрализованные постановки, проблемные и игровые ситуации, творческие мастер – классы, подвижные народные игры. Итог проекта- изготовление детского православного календаря с помощью родителей.
Для нас, россиян, очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым, необходимо рассказывать детям о Дне Победы в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и тружениках тыла – женщинах, стариках и детях. О событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали свою Родину, выжившие в Великой Отечественной Войне. О помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига, об этом и был долгосрочный проект «Великая Отечественная Война глазами детей».
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.
Любовь к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Поэтому важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
9 мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем печали. В этот день мы поздравляем ветеранов и чтим погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения в поколение.
Создавая проект о Великой Отечественной Войне, я старалась чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народ, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.
Важное место в реализации проектов, отводится семье. Я считаю, что семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнать свою родословную, почитать старшее поколение. Доброжелательная, теплая домашняя обстановка - обязательное условие организации праздников и развлечений. Поэтому привлечение родителей к нашей работе является одной из главных задач нашего сада и одной из основных целей внедрения ФГОС ДО.
Результативность на окончание внедрения проектов.
Дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми. У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
Дети знакомы с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа. У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. Дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
Могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания. У детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей: Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждых своих обычаев, песни, сказки, предания. И очень важно ценить, и понимать других людей.
Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в праздниках.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.
Вся моя педагогическая деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры дала положительные результаты:
1. Выработана система взаимодействия со всеми участниками образовательного
2. Сделана подборка научно-методической литературы, наглядно-дидактических
Пособий
3. Разработаны и реализованы тематические проекты, конспекты НОД
4. Приведена в соответствии развивающая предметно-пространственная среда
5. Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики у воспитанников
Сентябрь 2021г: высокий уровень-8%, средний-48%, низкий уровень-44%.
Май 2022г: высокий уровень-38%, средний-48%, низкий уровень-14%.
Моя будущая перспектива:
*Продолжать работу по приобщению к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста.
*Разработать серию разработок совместных мероприятий с родителями.
Литература:
1. Данилюк А. Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М. : Просвещении, 2009. 00 с. (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09-022138- 2.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс», 2004.
3. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Минск, 1991.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р).
5. Толстикова О. В., Савельева О. В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, зарегистрированы в Минюсте России 14 ноября 2013 г. регистрационный № 30/ 384).