Елена Сульдина
Приобщение дошкольников к культуре мордовского края с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, я отдаю предпочтение народным играм. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.
Публикация «Приобщение дошкольников к культуре мордовского края с помощью игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
(2 слайд)
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
(3 слайд)
Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель своей работы: приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям мордовского народа через мордовские народные игры, разработанных с учетом мордовской национальной культуры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
(4 слайд)
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с мордовскими играми;
• Расширить представления детей о мордовских играх;
• Познакомить с традициями мордовского народа, связанными с играми;
• Прививать интерес к мордовским народным играм;
• Выявить степень эффективности проведения мордовских игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.
(5 слайд)
Развивающие задачи:
• Развивать познавательный интерес к национальным играм;
• Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность;
• Развитие двигательной активности детей, выносливости, ловкости;
• Развивать умение у детей действовать по правилам;
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
(6 слайд)
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уважение к культурному наследию;
• Воспитывать уважение к своей малой Родине;
• Воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом;
• Воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет.
(7 слайд)
В нашем саду с 1 по 31 марта был объявлен месячник национальной культуры.
(8 слайд)
В рамках месячника с детьми я использовала такие дидактические игры, как: «Одень куклу Олдуню» (Оршик Олдань, «Мордовские узоры», «Для чего нужны предметы», «Домашние и дикие животные», «Путешествие по городам Мордовии». В этих играх дети получают информацию об одежде, о себе, о товарищах по группе, о животных, об окружающем мире. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
(9 слайд)
«Одень куклу Олдуню»
Цель игры: формировать и расширять представления детей о национальном мордовском костюме и его составных частях.
Ход игры: дети, одевая кукол в разнообразную мордовскую одежду, называют нужную им деталь одежды по- мордовски. Например, платье – панар; рубаха – руця; поясное украшение – каркс; шейное украшение – сюлгамо; головной убор - панга и т. д.
(10-11 слайды)
«Мордовские узоры», дети играли с удовольствием.
Цель игры: расширять и закреплять представления детей о мордовском национальном орнаменте: основных элементах, структуре построения, и цветовой гамме.
(12 слайд)
«Для чего нужны предметы»
Цель игры: закрепление знаний детей о предметах быта, посуде.
(13 слайд)
«Домашние и дикие животные»
Цель игры: учить детей называть животных на мордовском языке, развивать память, речь.
(14 слайд)
«Путешествие по городам Мордовии»
Цель игры: познакомить детей с городами Мордовии.
Игровая задача: игра проводится по типу игры настольной игры. По ходу игры, игрок попадает в город, называется сначала воспитателем, затем детьми; читается карточка данных о городе.
(15 слайд)
Необходимо сказать о значении дидактических игр. Они ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка. Игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представления о животных играем в игры «Домашние и дикие животные». и Дидактические игры имеют большое значение при обучении мордовскому языку, так как в таких играх у детей происходит не только усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, но и развитие мышления, памяти, внимания. Ребенок становится целеустремленным сосредоточенным
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру , в которую с удовольствием играют наши дети.
Проводится игра «Домашние и дикие животные».