Антонина Хохлова
Приобщение дошкольников к истории русской народной культуры. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Мы должны знать и помнить о народной культуре : о том, как жили люди раньше, как работали, как отдыхали, какие соблюдали обычаи и традиции, чем украшали быт, и эти знания передавать детям. Люди старались воспитывать молодёжь, развивать чувство прекрасного, прививать подрастающему поколению такие качества как любовь к труду, честность, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости передавались молодому поколению в художественной форме.
Публикация «Приобщение дошкольников к истории русской народной культуры, Часть 1» размещена в разделах
В силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Поэтому изучение народного творчества очень важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.
Проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер, и решать эту проблему надо начинать уже в дошкольном возрасте. Ведь именно с детства закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру, патриотические чувства, воспитывает будущего гражданина Росси. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционных для практики дошкольного образования.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Основная задача педагогов – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, так как это предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Детские впечатления неизгладимы. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными.
В младшем возрасте ставятся задачи - это знакомство с простейшими нравственными нормами в конкретных ситуациях, на примерах из сказок, песен, стихов (говори правду, не обижай других, не капризничай, живи дружно, делись игрушками, люби родителей, братишек, сестрёнок, бабушек и дедушек, будь аккуратным. В старшем дошкольном возрасте, формируются представления о добре и зле, знании правил поведения на улице, общественных местах, умение соблюдать их. Умение высказывать своё мнение и отношение к поступкам героев в ситуациях, описанных в сказках, подражать положительным героям, оказывать помощь младшим и проявлять заботу о них. Умение дружно жить в коллективе. Участвовать в подготовке праздников и их проведении.
Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п.) который является, богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Яркие эпитеты, текстовые повторы, позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры. С помощью, которого развивается интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, развивает речь детей. Эти несложные стишки удовлетворяют потребность ребёнка в художественном слове, которые легки для понимания детей и интересны с раннего возраста. Простота и завершенность формы потешек близка восприятию детей. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи. Дети с удовольствием повторяют и заучивают потешки, пестушки, которые учат ребенка тому, что от него ожидают. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, поэтому, как и пословицы и поговорки они служат могучим средством ознакомления детей с окружающим.
Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя.
Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе; о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом, Тили – бом”. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Потешки, прибаутки развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, вызывают ощущение психологического комфорта. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Потешки очень хорошо использовать на занятиях, на прогулке, во время самостоятельных игр в режимных моментах, при умывании, на утренней гимнастике, организации праздников.
Колыбельные песни. Фольклор начинается с первой колыбельной песни матери, затем частушек, народных песен, в которых поется обо всех сторонах народной жизни. Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом передается дух эпохи, - преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. С древнейших времён матери убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали. Колыбельная песня нужна ребёнку, это общение с матерью, снятие напряжения дня, помощь в преодолении страха, перехода от ясного дня к тёмной ночи, ощущение ласки и нежности. Дети не только их слушают, но и сами поют их куклам. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры. Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа, поскольку содержит в себе веками отобранный и проверенный материал. Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности с местом, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон и т. п., то есть приобщают к культуре собственного народа
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Народная песня, как один из ярких произведений музыкального фольклора, входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Удивительный жанр частушка, он один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых былин уже не возникает, а частушки и сегодня сочиняют и взрослые и лети. Сочиняют как? Новое на основе старого. Частушки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных реальных вещей и явлений. Многие современные детские поэты отдали свою дань «частушечным» четверостишьям. И дети с восторгом приняли эти стихи. Частушки для детского сада.
Пословицы и поговорки.
Большое внимание нужно уделять пословицам и поговоркам, ведь это народная мудрость и опыт, сконцентрированная в одной фразе. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. Знакомя, детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Они являются как бы заповедями для детей, которые отражают взаимоотношение человека с природой. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, поэтому, как и пословицы и поговорки они служат могучим средством ознакомления детей с окружающим.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и выразительно выражать свои мысли чувства, развивается умение образно описывать предмет. Обычно их ставят рядом, но между ними есть и различие. Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости, чёткости, оценки и описания чего либо. Пословица-это краткое народное изречение, применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлел свои обычаи, традиции.
Загадки.
Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Дети любят разгадывать загадки, ведь это очень увлекательное занятие, которое влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Есть загадки о природе, о доме, о людях, о животных, о птицах, о растениях, о предметах которые окружают человека - одним словом обо всём, что мы видим, слышим, знаем, ощущаем. Над одними загадками дети весело смеются, над другими задумываются. В свободное время и на прогулке дети часто загадывают загадки друг другу и взрослым.
Русские народные сказки
Русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают, поэтому дети очень любят сказку, так как в первую очередь она воздействует на ребёнка эмоционально. Сказка вводит ребёнка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Знакомя детей со сказками их речь обогащается эпитетами, синонимами, антонимами. Например, в играх дети стали употреблять выражения из сказок: «красна девица», «добрый молодец», «встань передо мной, как лист перед травой» и т. д. Знакомство со сказками очень важно в развитии детей, так как именно в сказках ребёнок познаёт правила общения, «нравственный кодекс» народа, знакомится с традициями. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказка занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек- матерей.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок. Ведь из сказок дети узнают о культурных ценностях, расширяют свой кругозор, развивают речь. В сказке раскрываются такие понятия как «лень», «жадность», «упрямство», высмеивается трусость и приветствуется трудолюбие, правдивость, смелость, верность. Начиная с младшего возраста, при знакомстве со сказками следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, прялка, скалочка, наличники и др., подробно рассматривать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в изображенных предметах, игрушках, домашней утвари.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу, а фантазировали. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так появлялись, удивительные, сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, разнообразные причудливые игрушки. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастерству, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством весьма уместно использовать принцип интеграции, который реализуется в совокупности видов народного искусства : устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании. Это позволяет более широко открыть перед детьми красоту, разумность и стройность народного искусства. Особый интерес представляют собой русские народные игрушки. Старших детей знакомим с историей её возникновения и мастерах, которые создали русские народные игрушки. Знакомство с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Ребята старших групп осваивают азы лепки игрушки, разрисовывают заготовки по типу дымковской.