Баймашкина Н. И.
Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам мордовской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной культуре и традициям.
В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, в его песнях, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края.
Публикация «Опыт работы „Приобщение дошкольников к истокам мордовской культуры“» размещена в разделах
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному (эрзянскому) языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Во время обучения языку, решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками и обычаями эрзянского народа, осознают собственную национальную принадлежность.
Основная идея моего опыта - приобщения детей к культуре, сохранению национальных традиций. Уже в первые годы жизни человек должен всей душой, всем сердцем полюбить родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытывать чувство гордости, пустить корни в родную землю. И от нас, от взрослых зависит, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать и развивать мордовские национальные традиции, понимать родной язык.
Идея моего педагогического опыта заключается в создании воспитательно-образовательного пространства, для развития саморазвития и реализации потребности дошкольников в познании истории, языка и культуры родного края, развитие коммуникативных способностей детей.
Наличие теоретической базы моего педагогического опыта выражается : в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников, направленные на формирование уважительного отношения к малой Родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об национальных традициях и праздниках.
В своей практической деятельности я опираюсь на региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» О. В. Бурляевой.
В процессе работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам мордовской культуры, мною разработаны циклы занятий и праздников.
Новизна.
Новизна опыта по данному направлению заключается в тщательно продуманной системе работы и интеграции образовательных областей и в создании педагогической модели организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС.
Очень важно заложить в дошкольном возрасте интерес к языку, культуре той земли, республики, где он живет. И это любовь ребенка к национальному языку, культуре, художественной литературе будет являться одним из проявлений патриотизма, ступенька любви к большой Родине. Развивая ребенка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы; на желание участвовать в их сравнении и приумножении; на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, поведения, складывающиеся черты характера оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Работая над данной проблемой, я поставила следующую цель и задачи.
В процессе работы были определены следующие задачи:
расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
создать систему работы по приобщению детей к истокам мордовской народной культуры;
привлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство детей с календарными и обрядовыми праздниками; с обычаями и традициями в семье;
сформировать у детей общее представление о республике Мордовии;
использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития
детей.
Затем были определены содержание работы, которое охватывает следующие блоки:
1. Россия – наш общий дом (столица, флаг, герб и гимн, национальные традиции, дружба народов);
2. Изучение фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
3. Мордовский край (растительный и животный мир, труд людей, культура, мордовская национальная одежда, основные исторические места, обычаи, традиции, герб и гимн)
4. Город, в котором мы живем (основные производственные учреждения, памятные места, учреждения культуры)
5. Мой дом, моя улица, мой детский сад
6. Знаменитые люди: поэты, писатели, художники и т. д.
Содержание данной работы предусматривает различные формы организации деятельности с детьми. Ознакомление дошкольников с культурой и традициями мордовского народа осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка. Это непосредственно образовательная деятельность (аппликация, рисование, лепка) беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии, индивидуальная работа, фольклор, и т. д.
• В рамках инновационной деятельности «Формирование творческой личности ребенка в условиях поликультурного пространства Мордовии», реализуемой в нашей дошкольной организации в 2013-2018г. мной был разработан педагогический проект «Приобщение детей к культуре мордовского народа». Цель проекта: Воспитание и уважение к традициям своего народа; приобщение детей к культуре и языку народов мордовского края. Также мной был разработан и реализован проект «Край который я люблю, край которым я горжусь». Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного познавательно- речевого, художественно – эстетического развития»
• Был разработан еще один проект «Природа Мордовии в творчестве дошкольников» Цель данного проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе восприятия и изображения природы родного края
Создала в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая позволяет ребенку ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта. Все предметы в нем доступны ребенку. Оформлен дидактический материал по изучению культуры мордовского народа. Создана картотека «Мордовские народные игры».
В нашем саду создан мини-музей «Мордовская изба», в котором находятся предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь) используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с бытом мордовского народа, фольклором. Здесь же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей, художников, предметы декоративно-прикладного искусства, детские и взрослые национальные костюмы: татарский женский костюм, мордовский женский костюм, русский женский костюм, портреты композиторов, атрибуты к мордовским играм, песням и танцам.
Вся работа с детьми осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в игровой, продуктивной, самостоятельной деятельности, а также используются такие формы работы как комплексные, тематические и другие виды занятий.
Занятия проходят в игровой форме. Считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций и, конечно фольклор. Стараюсь сделать процесс познания ребенком языка ненавязчивым. Самое главное - создать эмоциональный настрой, привить интерес к изучению. То, что интересно усваивается - лучше, прочнее, глубже.
Содержание образовательного процесса, при знакомстве культурой мордовского народа включает знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, частушек и загадок и было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников. Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, воспитывая доброту и красоту, колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребенку большое удовольствие и радость.
Знакомлю детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди различных жанров самым популярным и любимым детьми сказка.
Знакомлю детей с легендами и приданиями мордовского народа, с мифическими существами. Все мифические существа у мордвы имеют женский образ (Вирява- богиня леса, Ведява- богиня воды, Толава -богиня огня, Модава- богиня земли, Вармава – богиня ветра)
С большим интересом дети играют в различные народные мордовсеие игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. В играх используем мячи, куклу, специальные палочки, камушки и. т. д. среди детей старшего возраста весьма распространенные игры «Сокор бабаса», «Руцянясо», «Сяканяса» и другие. все они включают в себе бег, ходьбу с проговаривание сопровождающего текста.
Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, на занятиях отвожу время на небольшие инсценировки сказок, с использованием кукол, масок, дети любят изображать сказочных героев, которые говорят на мордовском языке. Импровизированные игры помогают усваивать богатство мордовского языка, развивают память, воображение способствуют умственному развитию.
На тематических занятиях развиваю интерес к орнаментике мордовского узора. Провела такие занятия как: аппликация в старшей группе
«Украшение полотенца по мотивам мордовской народной вышивки, «Украсим рубаху для Алдуни»,непосредственно образовательная деятельность по лепке в старшей группе «Уточка».
С детьми и родителями проводятся мордовские обрядовые праздники и развлечения. Провели праздник «Пасха в гости к нам пришла» («Очижись конакокс тейнек сась»,где рассказали как встречали пасху русские и мордва, провели мастер класс «Красим яйца», праздник «Покровские посиделки». Проведенные праздники и развлечения с привлечением материала мордовском языке, с использованием мордовского костюма.
Работа в данном направлении определила необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Я составила план работы с родителями, благодаря которому я старалась привлечь и заинтересовать их. Провела анкетирование «Приобщение дошкольников к национальной культуре». Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что, не смотря на разные мнения, как правило, всем родителям хочется, чтобы их дети знали историю, традиции своего народа. Также родителям были предложены консультации: «Быт и традиции мордовского народа», проект «Мордовские игры наших бабушек», «Наш город», «Знакомство с традиционными, обрядовыми праздниками». Благодаря хорошему налаженному контакту с родителями, постоянному вниманию к жизни ребенка и в детском саду, и в семье я добилась положительных результатов в воспитании детей. В результате этого сложились положительные взаимоотношения с родителями.
Сотрудничество с социумом также имеет огромное значение в приобщение детей к мордовской национальной культуре и обучению мордовскому языку. Поэтому на протяжении многих лет социальными партнерами нашей дошкольной организации является:
• МОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» - «Музей этнографии» и музей «Пролетарский район».
• МУДО «Центр эстетического воспитания детей» (здание 1).
• Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени
С. Д. Эрьзи.
• Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей
им. И. Д. Воронина.
• Городской детский Центр театра и кино «Крошка».
• Государственный театр кукол Республики Мордовия.
Данные учреждения оказывают не только методическую поддержку, но и принимают непосредственную участие в проведение экскурсий для детей, что позволяет расширить наши возможности в сфере нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод, что работая над темой «Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре», мне удалось реализовать поставленную цель и задачи. У детей появилось новые представления о социальной действительности и эмоционально- положительный настрой по отношению к национальной культуре. Дети лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру мордовского народа. Ребята с большим желанием читают стихи, поют песни, частушки, играют мордовские подвижные игры
Я считаю, что благодаря тесному общению фольклором, играми, обрядами, декоративно-прикладным искусством на всю жизнь формируется уважение и любовь к родному краю, своему народу, языку.
Список литературы.
1. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры - Саранск: 2009. - 272с.
2. Бурляева. О. В. Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» - Мордов. гос. пед. ин-т Саранск, 2015. - 84с.
3. Бурляева. О. В. Киркина. Е. Н. Детям о Мордовии Методическое пособие- Мордов. гос. пед. ин-т Саранск, 2016.-148с.
4. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края
5. Ватаман. В. П. «Воспитание детей на традициях народной культуры». Волгоград: Учитель 2016.-43с.
6. Шумбрачи, тиринь мастором! Сборник методических разработок для работников дошкольного и начального школьного образования. г. Саранск 2017. - 42 с.
8. Киркина. Е. Н. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» Мордовия. Саранск: - 2016.
9. Коротаева. Е. И. Воспитание дошкольника любви к малой Родине. 2013 г.