МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к искусству классической музыки

Лидия Рахибовна Кондратьева
Приобщение дошкольников к искусству классической музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Наш небольшой посёлок Алексеевск находится на севере Иркутской области, на берегу красавицы Лены. Посёлок окружает непроходимая тайга, что естественно обеспечивает чистый воздух и красоту окружающей природы. Но факт территориальной отдаленности нашего поселка от основных культурных центров России нельзя не учитывать в обучении и воспитании дошкольников, тем более в воспитании их музыкальной культуры.

Публикация «Приобщение дошкольников к искусству классической музыки» размещена в разделах

Хочется отметить, что наше дошкольное учреждение востребовано родителями. Причин много. Прежде всего, сделан правильный выбор парциальных программ, квалифицированный и творческий потенциал педагогов на высоком уровне. И в этом большая заслуга заведующей Толстухиной Раисы Григорьевны, которая создает условия для профессионального роста педагогов и поддерживает все творческие начинания.

Процесс музыкального воспитания дошкольников я всегда старалась наполнить лучшими образцами музыкальной классики, опираясь на авторские методики О. П. Радыновой, А. И. Бурениной, Т. Суворовой.

Беспокоит, что современные дети постепенно теряют остроту эмоциональных ощущений, становятся менее отзывчивыми к чувствам других. Годы дошкольного детства, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему—самые продуктивные и результативные, а непосредственно предшкольный период—решающий в его жизни. И очень важно, именно в этот период, создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного формирования личности ребёнка, определения его жизненной и гражданской позиции общекультурных и общечеловеческих ценностей.

Современные методические разработки по музыкальному воспитанию позволили скорректировать мою работу в сторону эмоциональной составляющей, т. е. максимально активизировать эмоциональную сферу ребенка. В таком контексте мою работу можно обозначить как новизна в работе по музыкальному восприятию дошкольников.

Тем более что все инновационные педагогические технологии последних лет (в их числе «Концепция непрерывного образования «Школа-2100», Детский сад-2010», эмоциональное благополучие ребенка позиционирует сразу за его физическим развитием.

Своеобразным «инструментом» для формирования музыкально- эмоциональной культуры ребенка, я выбрала программу «Синтез» творческого центра «Гармония» (К. В. Тарасова, Т. Рубан, О. Кабачек, Т. Петрова, М. Шумова, которую вариативно использую в своей работе.

Почему именно «Синтез?»

На самом деле причин могу назвать несколько. Остановлюсь на главных:

--синтез искусств, погружая ребенка как бы в трёхмерное пространство (музыки, живописи, литературы, позволяет максимально активизировать эмоции ребенка.

--использование информационных обучающих программ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильмы, слайды, музыка, стимулирует непроизвольное внимание дошкольников, благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

--в 2007 году я обобщила опыт работы по теме «Интегративное воздействие искусств на эмоционально-творческое развитие личности ребенка»; а «Синтез» является углублённым продолжением моей работы, так как суть предмета я изучила теоретически и опробовала практически (индивидуальная программа «Музыкальные фантазии»);

В ходе работы я пришла к выводу:

Общение ребенка с искусством с акцентом на эмоциональную сферу неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения. У ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего.

Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствует общему интеллектуальному развитию, позволяет повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка дошкольного возраста, будущего первоклассника. Сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного отрезка с последующей рефлексией на услышанное.

Таким образом, у будущего школьника формируются гностические и аналитические способности.

Наблюдая за детьми на музыкальных встречах, я замечаю как искренне и разносторонне они отзываются на музыку, впечатление от которой усиливается живописным литературными компонентами. Но для дошкольника характерно находиться в «плену эмоций», его чувства быстро возникают и также быстро исчезают.

Главная цель моей работы — формировать позитивное мировосприятие и эмоциональное мироощущение.

Слушая и оценивая музыку и произведения других видов искусства, дети получают уникальную возможность как бы «тренировать» свое поведение, создавать «модель» отношений.

Думаю, не стоит объяснять, насколько усложнялась реализация этой цели в условиях практически полного культурно-информационного вакуума.

Тем не менее, проработав соответствующий материал и максимально используя программу «Синтез» К. В. Тарасовой, я пришла к выводу, что цель моей педагогической работы может стать реальностью

Традицией в музыкальной жизни нашего детского сада являются интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной детской деятельности. Основной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Эта форма отвечает запросам современных детей. Важно не формально, а систематично объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающего музыкальный образ. Дети глубже чувствуют индивидуальность произведения, приближаются к пониманию специфики каждого вида искусства через сравнение. Сопоставление художественных образов. Например, на занятии, посвященном сказочным героям, интересно не только проследить, как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить, несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера: дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей, смена деятельности не дает детям утомляться, в в процесс включаются собственное созидание ребенка, его творчество, результатом которого становятся рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания занятий ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, родные люди, сказочные образы, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Интегрированные занятия вошли в мою индивидуальную программу «Музыкальные фантазии». Занятия отличаются разнообразной структурой:

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Схема 4

Подразумевает совокупность знаний,

умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности,

их органическую взаимосвязь.

Предусматривает признание ведущей роли обучения

детей музыкальной деятельности в воспитании их

нравственной сферы, развития способностей:

музыкальных, художественных, интеллектуальных,

физических, познавательных процессов и личностных

новообразований.

заключается в последовательном освоении красоты

разнообразных направлений музыкального искусства-

народного, классического и современного.

Подразумевает логическое усложнение задач

музыкального образования детей.

Обеспечивает организацию музыкального образования на основе

взаимодействия ведущих его компонентов: цель, содержание,

средства, результат, ядром которого выступают ведущие линии

музыкального развития ребенка

Ориентирует педагога на зону ближайшего развития

Предусматривает реализацию программы в условиях

личностно-ориентированной модели музыкально-

педагогического процесса.

Применяю активные методы и приё мы:

Игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации интегрированных занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе занятий, связанных с синтезом искусств, необходим тесный контакт взрослого с ребенком, его эмоциональный настрой. На занятиях ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять творческую позицию к окружающей действительности через призму искусств.

Посредством воздействия синтеза искусств на эмоционально-творческое развитие личности дошкольников определила для себя ЗАДАЧИ:

1. Дать представление о разных способах отражения действительности в искусстве в целом и в музыку в частности.

2. Посредством музыкального восприятия на основе синтеза искусств формировать позитивное отношение к миру.

3. Максимально оптимизировать поиск путей общения и пропаганды классического искусства, учитывая ограниченные возможности в связи с территориальной отдаленностью посёлка.

С появлением программы «Синтез» К. В. Тарасовой появилась возможность познакомить детей с жанрами оперы и балета более углубленно. Эти сложные жанры искусства, весьма перспективны в отношении развития у дошкольников музыкального восприятия и художественной культуры в целом. Раньше знакомство с оперой ограничивалось фрагментами «Три чуда», «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, а балет не был представлен вообще.

Эффективность занятий по программе «Синтез» обеспечивает следующие условия:

организация интегрированных занятий, включающих различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки стихов и художественной прозы;

просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение и рисование;

знакомство со спектаклем в целом (просмотр видеозаписи балета).

Подробнее остановлюсь на балете «Золушка» С. С. Прокофьева. Мне было интересно, будет ли нашим детям, не имеющим возможности посещать театры и музеи, понятен язык музыки и сценического искусства танца. Сначала, я знакомила детей по программе, одно занятие за другим. Потом пришла идея разработать интегрированное занятие, и погрузить детей в атмосферу бала: «На балу у Золушки». Дети просмотрели сцену из балета «Бал», затем Золушка, прибывшая в гости к детям, рассказала им много интересного о балах в России. Принц «Вальс», поведал детям тайны о бальных танцах «менуэт», «мазурка», «вальс», «полька». Дети, с удовольствием, сами исполнили эти замечательные танцы. А свои впечатления они выразили в рисунках.

Хочется отметить, что танцам в ДОУ уделяется большое внимание.

Знакомя детей с оперой «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова», отметила, что дети с удовольствием слушают фрагменты в аудиозаписи, предлагаемые программой, и сопоставляют их с живописными произведениями М. Врубеля, И. Библина, В. Конашевича, созданными под впечатлением от услышанной оперы.

Именно синтез искусств, в данном случае, дает возможность сделать оперу понятной и интересной для детей, погрузив их в мир сказки и мир музыки. Важно то, что музыкальный репертуар программы включает камерные произведения разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокохудожественности и доступности. В ней, представлены выдающиеся произведения русских и зарубежных композиторов от В. Вивальди до С. Прокофьева, входящие в «золотой фонд» мировой музыкальной культуры. Пакет материалов к программе очень удобен в использовании, и в подготовке к занятиям. Нужно только найти по каталогу соответствующие слайды, и изучить методические рекомендации, в которых дан подробный материал по той или иной теме.

Искренний интерес у детей вызвала симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Дети не только познакомились с творчеством С. С. Прокофьева, но и окунулись в мир музыкальной сказки. Знакомя детей с инструментами, приходилось долго отыскивать материал: что дать детям, что показать? Это были картинки с изображением музыкальных инструментов или музыкантов, музыкальные игрушки, инструменты. В ходе знакомства с симфонической сказкой «Петя и волк» дети наглядно увидели симфонический оркестр, работу дирижера, каждый инструмент в отдельности, услышали его звучание. Дети определяют на слух звучание этих инструментов, сравнивая их с музыкальными образами сказки (птичка, дедушка, утка и т. д.). На занятии по рисованию, детям было предложено отразить свои впечатления в рисунках.

Некоторые дети нарисовали по 2 рисунка - это говорит о ярких впечатлениях, полученных детьми в процессе просмотра. Я испытываю неподдельный интерес, работая по этой программе. Вместе с детьми, получаю новые знания о жизни великих композиторов, художников, поэтов, постигаю глубину и богатство их творений (музыки, живописи) в сочетании с памятниками архитектуры и изображениями природы. Занятия по программе «Синтез» оставляют глубокий эмоциональный и познавательный след в душе ребенка.

Встречаются и трудности в освоении материала детьми. Дети с интересом знакомились со старинными музыкальными инструментами, слушали клавесин, лютню… но при знакомстве с органом возникли трудности. Я старательно давала детям информацию об этом удивительном инструменте, рассматривали слайды, дети слушали звучание на видеозаписи, но у меня сложилось такое впечатление, что они не поняли, как устроен орган.

Может быть, как раз здесь и сказываются не совсем благоприятные условия нашего социума? Сложным для детей стало восприятие оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» : текст поэмы сам по себе труден для восприятия его дошкольниками, много непонятных слов. Надеюсь, что первые встречи детей с оперой и балетом, по программе «Синтез», оставят яркий, негасимый свет в душах детей, приобщат их подлинной красоте, разовьют умение воспринимать и понимать язык классической музыки.

Подводя итоги по адаптированию программы «Синтез» К. В. Тарасовой, добилась определенных результатов: к 7 годам у детей сформированы основы музыкального восприятия.

Ступеньки успешности (к 7 годам)

1. Воспитан художественно-эстетический вкус и музыкальная культура.

2. Дети знакомы с музыкальными понятиями : музыкальный образ,

музыкальные жанры - балет, опера, профессиями -пианист, дирижёр композитор, балерина, художник.

3. Дети знакомы с творчеством композиторов.

4. Детям даны дополнительные знания о старинных музыкальных

инструментах: гуслях, лютне, клавесине, органе.

5. Дети различают звучание инструментов: фортепиано, скрипки, флейты, органа, лютни, клавесина.

6. Знают группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

7. Проявляют интерес к экранным, звуковым и аудиовизуальным

сопровождениям по разным музыкальным темам.

8. Рразличают жанры (опера, балет, симфония).

9. Используют полученные знания и умения в продуктивной и

танцевальной деятельности, в элементарном музицировании.

Проводимая мною диагностика по методике К. В. Тарасовой (доктор психологических наук Российской академии естественных наук и Академии творческой педагогики, показывает высокий уровень детского восприятия музыки, эмоционально-оценочного отношения ребенка к ней, являющегося проявлением музыкально-эстетического сознания и музыкально-творческой активности детей. По мере взросления активность и самостоятельность детей возрастает.

Публикации по теме:

Творчество при восприятии классической музыки. Рисование на песке под музыкуТворчество при восприятии классической музыки. Рисование на песке под музыку Пояснительная записка Музыка чиста, как ребенок, и мудра, как глаза старца. Подобно дождю, она капля за каплей, просачивается в сердце.

Консультация для родителей «Влияние классической музыки на организм ребенка» Рекомендации для родителей о пользе прослушивания классической музыки детям дошкольного возраста. Функциональные и органические нарушения.

Консультация «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка» Консультация Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка Составила музыкальный руководитель 1 категории Кайгородова.

Приобщение детей младшего возраста к слушанию музыки Слушание музыки в младшем дошкольном возрасте является важным средством в музыкальном развитии ребенка и играет главную роль в музыкальном.

Проект «Особенности приобщения дошкольников к классической музыке в ДОО» [b]Особенности приобщения дошкольников к классической музыке в ДОО[/b] Проект Исполнитель: Монш Юлия Николаевна, воспитатель МАДОУ №33.

Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки «Развитие музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки» Золотарева Надежда Михайловна музыкальный.

Родительское собрание «Приобщение детей к народному искусству» Цель: содействие сплочению коллектива родителей в вопросах приобщения детей к истокам русской народной культуры, совместному изготовлению.

Консультация для родителей «Роль классической музыки в становлении личности ребенка» Подготовила : музыкальный руководитель Алиева С. С. Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для.

Влияние классической музыки на эстетическое воспитание дошкольника Одной из истинных, базовых потребностей человека, является – потребность в красоте, как естественное стремление к гармонии, порядку, равновесию.

Взаимодействие с семьей по теме патриотического воспитания через приобщение детей к народному и профессиональному искусству Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к искусству классической музыки
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 14:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к искусству классической музыки» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Рахибовна Кондратьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД