Ольга Талужина
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной традиции «Встреча весны»
Смыслом и целью современного образования является всестороннее развитие личности обучающегося, воспитание, ответственного, компетентного гражданина своей Родины. Приоритетным направлением воспитательной работы является духовно-нравственное развитие обучающегося.
Как была бы пуста, безотрадна жизнь народа среди суеты, гнетущих забот, среди нужды и тяжелой работы, если бы не было праздников. Каждый из нас должен знать свои истоки. Знать и хранить прошлое своего народа. Как жили в старину, чему печалились, а чему радовались?
Публикация «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной традиции „Встреча весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Дети пели заклички - веснянки, ждали прилёта первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек и других птиц. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
В нашей группе был разработан и реализован проект «Перелётные птицы», в котором принимали активное участие не только дети, но и их родители. Через участие в проекте дети и их родители приобщались к ценностям отечественной национальной культуры, сохраняя преемственность поколений.
Изучив информацию в итернет-ресурсах, дети совместно с родителями узнавали, какие птицы называются перелётными, их отличия, чем питаются и т. д. С помощью родителей рисовали птиц и организовали выставку «Перелётные птицы», так же была выставка детских работ из пластилина «Грачи прилетели». Папы сделали скворечники для птиц. Дети ходили в библиотеку, где их познакомили с книжками о перелётных птицах. На прогулках, в течение недели разучивали подвижные народные игры.
Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Они стали более отзывчивыми и добрыми.
Таким образом,при совместном участии детей и родителей, их эмоционально — положительном отношении к происходящему и идёт формирование таких качеств личности как доброта, ценность семейных отношений. Народные праздники помогают в восстановлении связи времён и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви.
Список литературы.
1. Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам народной культуры»
2. Лужина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры».М.