МААМ-картинки

Приобщение детей к национальным традициям

Ольга Шамсутдинова
Приобщение детей к национальным традициям
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с модернизацией образования в нашей стране, большое значение придается реализации ФГОС к основной образовательной программе, где часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, предполагает наличие содержания деятельности, отражающей специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется общеобразовательный процесс.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом является его духовно-патриотическое, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый многими поколениями.

Публикация «Приобщение детей к национальным традициям» размещена в разделах

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования личности ребенка, приобщения его к национальному культурному наследию, так как дошкольник почти интуитивно осваивает родной язык и погружается в устное народное творчество, традиции и обряды.

Путей развития потенциала личности существует много, но познавательно-исследовательская деятельность, бесспорно, одна из самых эффективных. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию.

В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности предполагается решение следующих задач: пробудить в ребенке любовь к родной земле, приобщить к истокам народной культуры, сформировать потребность в общении с культурным наследием, его постижении и умножении, сформировать первоначальные представления о краеведении. Реализация целей, задач и содержания познавательно-исследовательской деятельности возможна лишь при личностно-ориентированной модели воспитания, что в первую очередь предполагает уважение к личности ребенка, с соблюдением индивидуального подхода к его развитию в соответствии с его возможностями и желаниями. Она должна строиться в форме партнерской деятельности взрослого и с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Организуя работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства. Работа с детьми должна носить комплексный интегрированный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребенка, охватывая все основные образовательные области.

Одним из условий реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, направленных на расширение кругозора детей за счет исторических знаний, является организация развивающей среды.

Для реализации задач познавательно-исследовательской деятельности по таким темам как: «Обычаи, традиции народов Поволжья», «Одежда и национальный костюм», «Народно-прикладное искусство», «Предметы быта», «Труд крестьян» используется проектный метод, который охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога-ребенка-родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Широко используется метод коллекционирования – это мини-музеи в группах детского сада. Они отражают возраст детей, для которых они предназначены, а также размеры экспозиции и определенную ограниченность тематики. Дети чувствуют свою причастность к созданию музея: обсуждают его тематику, приносят из дома экспонаты, изготовленные совместно с родителями. Мини-музеи разные и по оформлению и по содержанию. По каждому мини-музею разработаны конспекты экскурсий, перспективы его развития и варианты участия детей и родителей.

Также особую роль в реализации задач познавательно-исследовательской деятельности играет организация общего музея «Изба», где собраны предметы старинного крестьянского быта и домашняя утварь (ухват, кочерга, горшки, кринки, керосиновая лампа и т. д). В горнице стоит красавица печка. Печка всему голова, она и обогреет, и накормит, и излечит от недуга. В красном углу традиционно разместился большой деревянный стол с лавками. Для большего понимания детьми устного народного творчества в избе размещена люлька с «младенцем», которому и адресуются песни, потешки, колыбельные. Малышей в избе встречает баба Дуня и рассказывает сказку, сопровождая ее показом предметом быта. Старших детей встречает хозяйка в русском сарафане, а домовенок Кузя ей помогает.

Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом.

После посещения музея дети в свободной деятельности выражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности, играют в сюжетно-ролевые игры, поют обрядовые и колыбельные песни, заполняют вместе с воспитателем очередную страничку словаря старинных слов (во второй младшей и средней группе «Словарик бабы Дуни», в старшей и подготовительной группе «Умный словарик», где вписывается слово, с которым познакомились в музее, подбирают картинку с изображением предмета и действия с ним, изготавливаются дидактические игры (например, «Для чего это нужно?»).

Конечно же, вся работа была бы неэффективной без активного участия родителей, но проведя мониторинг, было выяснено, что современные молодые родители имеют недостаточные и нечетные представления о старинных обрядах, обычаях, традициях и культуре народов Поволжья. Поэтому возникла необходимость создания клуба «Умелые руки не знают скуки», где родители совместно с детьми знакомятся с народными костюмами, кухней, вышивкой, игрушкой, песнями, обрядами, готовят тематические выставки для других групп.

Публикации по теме:

Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655. Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655: памятка, экспресс-опрос. Памятка.

Отличительные особенности ФГОС и ФГТ Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к национальным традициям
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 18:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к национальным традициям» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шамсутдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД