Инна Никонова
Приобщение детей к кубанским традициям и историческим ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе. В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных.
Публикация «Приобщение детей к кубанским традициям и историческим ценностям» размещена в разделах
Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ представлена через организацию тематических занятий, развлечений, экскурсий, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек….
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Поэтому свою работу по воспитанию у дошкольников предпосылок нравственно-патриотических чувств я решила построить на основе проектной деятельности. В этот процесс вовлечен педагогический коллектив и родители
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
В последние годы в патриотическом воспитании детей в условиях семьи сегодня стали заметны отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей, негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов. Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
Цель проекта: Совершенствование патриотического воспитания детей через приобщение родителей к совместной деятельности с воспитателем и детьми. Повысить уровень знания родителей по воспитательной практике возрождения семейных традиций и любви к малой Родине.
Задачи:
- Формировать у детей навыки творческой работы совместно с родителями и воспитателями.
-Вовлечение родителей в проект по воспитанию из детей маленьких патриотов
-Укрепление связи семьи и ДОУ.
-Повышать качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей и воспитателей.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Работа началась с проведения совместно с родителями рисования на тему: «Моя семья». Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Раскрывая детям на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучше понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему
Большую роль в развитии детей имеют праздники и игры. Дети лучше запоминают материал в игровой форме. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Особой значимостью для детей получило мероприятие к 85-летию ко Дню образования Краснодарского края с участием в нем подъесаула районного казачьего войска Соланова Петра Ивановича, который рассказал детям о своей службе, о роде войск в которых проходил службу, о подготовке к армейской службе, о традициях казачества.
Была организована экскурсия в Лабинский музей истории и краеведения имени Моисеенко Ф. И., где ребята с родителями познакомились с историей города, его развитием и традициями. Посещение МКУК "Выставочный зал», где ребята наглядно познакомились с ремеслами и рукоделием казаков. Кульминацией экскурсии стало знакомство с земляком Владимиром Максименко, известный своими работами пропильной резьбы по дереву.
Подвиг казаков достойно увековечен. Мемориал павшим есть в нашем городе Лабинске – это дань памяти бессмертному подвигу нашего народа, его единства, безграничной преданности своим корням и своей истории.
Заключительным этапом данного проекта стал мастер-класс по росписи деревянных ложек, организованный сотрудниками музей. Благодаря участию родителей в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще участвуют в работе, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить.
Заключение проекта.
Проект имеет несомненное практическое значение. Новизна его заключается в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны