Виктория Татурина
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры "
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры» размещена в разделах
Однако, дети, начиная с раннего возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций, у них складывается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Поэтому, работу по приобщению детей к русской народной культуре, необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
Работу по приобщению дошкольников к народным традициям строю на основании следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;
- осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Исходя из условий можно выделить нескольео направлений работы:
изучение исторического прошлого России и русского народа (позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю). На занятиях дети узнают откуда пошло название нашей родины; получают представление о – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края. Происходит знакомство с древнерусской архитектурой по репродукциям, со строительством жилища. Знакомятся с историей народного костюма, его элементами: зипун, душегрея, кафтан, сарафан, косоворотка, рубаха, кушак, кокошник, картуз; с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков. Народные приметы неразрывно связаны с земледельческим календарем, изучением окружающего мира природы.
Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. В работе по данному направлению знакомлю детей с традиционными русскими праздниками, народными играми. Рассказываю детям о празднике Покрова, Пасхи знакомлю с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси. Рассказываю о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Рассказываю о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомимся с приметами приближения весны, знакомимся с обрядами и традициями русского народа.
- Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, жостовской росписи, о художественном гжельском промысле, а также с народными игрушками: филимоновскими свистульками, дымковской и каргопольской игрушками, матрешками. Используются иллюстрации, альбомы из серии «Основы народного и декоративно – прикладного искусства». Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Работу по приобщению детей к русским истокам использую не только в организованной деятельности, но также и в самостоятельной:
- организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.) .
- организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок);
- занятия по интересам;
- организация выставок детского творчества.
Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача взрослых - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Постоянно организуют игру «Семья» сами распределяют роли. Детям очень нравятся народные подвижные игры – «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», а также словесные – «Испорченный телефон», «Краски», «Чепуха», «Колечко».
На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомлю детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Играем в такие игры как «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.
Так же в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. В своей работе я стараюсь опираться на родителей как на равноправных участников формирования детской личности. Для начала я провела групповое родительское собрание, на котором рассказала о направлениях в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. Провела анкетирование родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки, участвуют в народных празднествах и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях.
Также родителям оформляю папки - раскладушки «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем», «Знакомим детей с родным краем», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости», а также по тематическим и православным праздникам.
Таким образом нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.