Приложение МААМ

Применение технологии «Мягкая среда» в образовательном процессе с детьми раннего и младшего возраста

Элина Минеева
Применение технологии «Мягкая среда» в образовательном процессе с детьми раннего и младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Раннее детство, особый период развития, который характеризуется максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Это ключевой этап в жизни ребенка, который определяет будущее физическое и психическое развитие. Ребенок открывает для себя назначение многих предметов и начинает с ними манипулировать. У него формируется предметная деятельность. В овладении игровой деятельностью осуществляется переход от манипулирования предметами к отдельным действиям с ними согласно их назначению, затем к предметной деятельности, а потом к ролевым играм. В данном возрасте ребенка интересует буквально все, его умственное развитие осуществляется в играх, общении со взрослыми и другими детьми. [1, c.3]

Темочки:

Л. С. Выготский писал, о том, период раннего детства, сенситивен во всем (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения). Это период бурного сенсорного развития, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций, наглядно-действенного мышления, начального формирования личности ребенка. И если в этот ответственный период не созданы необходимые условия, появляется задержка тех или иных функций, которая оказывает отрицательное влияние на дальнейший ход развития ребенка.

Изучением проблем адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада занимались Н. М. Аксарина, Н. Д. Ватутина, Р. В. Тонкова-Ямпольская. Эти исследователи подчеркивали сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка. Значительное внимание к проблеме приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется и в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова).[2,c.140]

Выше перечисленные педагогические теории схожи в одном: необходимо создание современных условий для комфортного пребывания детей раннего возраста в детском саду, что будет способствовать прохождению легкого периода адаптации.

Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко и просто. С этого момента в жизни маленького ребенка наступает сложный период – период адаптации к детскому саду.

ФОП ДО в области социально-коммуникативного развития детей от 1 года до 3 лет, раскрывается содержание образовательной деятельности для благоприятной адаптации к ДОО. Воспитатель обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе; побуждает детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться в раннем возрасте (1 год - 3 года) на основе ситуативно-делового общения со взрослыми и эмоционально-практическом со сверстниками. [7, c.23]

Западные педагоги Песталоцци и Фрёбель утверждали, что ребёнку нужно помогать создавать и чувствовать, а не ограничивать его строгими правилами. Фрёбель был убежден в том, что возможности ребенка развиваются в процессе деятельности. Особое значение он придавал игре, которую считал высшей ступенью детского развития.

Первые мягкие игрушки известны с древних времен, на Руси это были куклы мотанки, «тряпичные мячи», мячи из шерсти и другие игрушки. Относящиеся к временам Ф. Фрёбеля мягкие мячи имеют диаметр 4 см. и изготовлены из шерсти или ткани в цветах радуги.

В своей работе мы используем авторскую методику Елены Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика». Через «мягкую педагогику» ребенок приобретает сенсорный опыт. Для этого в группу вносим большое количество разнообразных тканевых лоскутков (гладких, шершавых, натуральных и т. д., через которые ребенок получает сенсорный опыт переживаний, накапливает сенсорные впечатления, так же мягкая педагогика направлена на развитие психических и физических качеств.

Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля, которые включают в себя пособия: «Вязанная графика», «Шифоновая радуга», «Палочки – игралочки», «Меховой театр» и другие.

«Мягкая педагогика» – это, прежде всего, открытый стиль педагогической коммуникации. То есть доброжелательный контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним.

Основой «Мягкой педагогики» является «Мягкая среда», к которой относятся:

— идея созидания и творчества. Ребёнок – участник необычного процесса сотворения своих продуктов.

— идея открытости и вариативности. Ребёнок пробует, подбирает, перебирает и находит то, что ему сейчас откликается.

— идея простого и сложного. Ребёнок в простых формах и доступных процессах практикуется в создании необычных продуктов – сенсорных открытках, пушистых стихах, тихих сказках, живых картинках…

— идея деликатности и чувствительности. Ребёнок использует сенсорно-тактильные пособия в качестве альтернативных предметов для рисования, конструирования, игры.

— идея важности процесса. Ребёнок проживает в потоке процесс созидания, внутренней сосредоточенности и свободного проявления фантазии. Результатом является сам процесс сотворения и пребывания в данности, как в игре.

Основным направлением мягкой педагогики является создание благоприятной эмоциональной среды, где ребенок и взрослый в процессе игры будут весело общаться, и получат удовольствие от игры. Дружелюбные отношения между ребенком и взрослым будут способствовать доверию к миру.

Особенностью детей раннего возраста является то, что эмоциональная сфера в этом возрасте претерпевает целый ряд серьезных изменений, которые привязываются к предметной деятельности, успешности ее осуществления. Разные эмоции вызывают объекты взаимодействия и ситуация в целом, действия самого малыша и окружающих взрослых, полученный результат и моменты игры. В этот период возникают и позитивные, и негативные реакции. Так, выраженный интерес к игрушкам на фоне неумения ими правильно манипулировать провоцирует злость, раздражение или гнев, сильное огорчение. Подобные реакции говорят о том, что нет сформированности способа действия, поэтому нужно помочь ребенку, подсказать и показать – что нужно делать, как действовать. [ 3, c.49]

Расположить к себе, заинтересовать малышей нам помогают «мягкие» материалы: лоскутки, шнурки, игрушки, которые дают возможность ребенку при деликатном участии взрослого преобразовывать их и создавать что-то новое. К тому же это отличное средство для сенсорного развития малыша – первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка.

Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности ребенка по всем направлениям. Они благотворно влияют на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей.

«Мягкие» материалы находятся в свободном доступе для детей, они экологичны, безопасны, легко обрабатываются. Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов игр с мягкими материалами.

Игры с тканью позволяют переключить малыша на совместную деятельность со взрослыми, помогают поднять настроение, создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». Например, игра в прятки: малыш прячется, надевая на голову небольшое шифоновое полотно, а взрослый ищет, зовет по имени. В зависимости от игровой ситуации полотно можно превратить в речку, в море, в мостик, в полянку или в уютный дом, набросив его на основу.

В своей работе использую яркие тканевые лоскутки разного размера и фактуры. Отличаются они цвету, размеру, по составу, но предпочтение отдаю натуральной тканевой основе. Играя с лоскутками, малыш накапливает сенсорные впечатления. Можно предложить детям найти одинаковые лоскутки по размеру, по цвету, сделать из них мостик через речку, завернуть предмет, застелить лоскутками кроватку для игрушки, накрыть на стол и много другое.

На создание нашего «мягкого» конструктора нас вдохновили два игровых пособия: «Палочки - игралочки» и «Вязаная графика». Все детали «мягкого» конструктора связаны из ярких хлопчатобумажных ниток. В нем есть разноцветные квадраты, круги, треугольники, веревочки, бабочки и цветочки. Детям можно предложить разные варианты игр – создавать картины, делать из фигур домики, дорожку, цветочки, раскладывать детали по цвету или по форме и многое другое. Игры с мягким конструктором развивает наглядно-образное мышление, мелкую моторику пальцев, формирует представление о цвете, форме, величине.

«Мягкие» игры с «помпонами», «мякишами» очень нравятся нашим малышам. Дети могут перекладывать их, пересыпать, мять, бросать. С ними можно придумать много разных игровых ситуаций – сделать разноцветное мороженое, спрятать игрушку, украсить одежду для куклы, собрать капельки в луже и т. п. Эти игры позволяют развивать тактильные ощущения, формировать у детей представления о цвете, о количестве, величине, развивать мелкую моторику, обучать простым предметным и игровым действиям.

Изготовленные с помощью родителей игры и игровые пособия «Разноцветные мячи и корзинки», «Мягкий куб», «Гусеница», помогают развитию зрительного, осязательного восприятия; наглядно-действенного-мышления в процессе решения познавательных практических задач. С помощью этих мягких игрушек и пособий совершенствуются обследовательские действия, формируются представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов (один, много) на основе чувственного познания.

Таким образом, «мягкая педагогика» способствует успешному открытому диалогу и совместной деятельности детей и взрослых, снижает тревожность в процессе общения, создает условия для эмоционального благополучия, развивает психические процессы ребенка, способствует успешной адаптации детей в детском саду.

Литература:

1. Боброва Т. А. Работа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ. -Санкт –Петербург: Детство-Пресс,2013.

2. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие/Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещярикова. – М. : ВЛАДОС, 2007.

3. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. -М. : «Просвещение», 2010.

4. Евтушенко, И. Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман. -пед. ун-та, 2019.

5. Касаткина Е. И. Дидактические игры для детей раннего возраста: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / Е. И. Касаткина; под ред. И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. – М. : Цветной мир», 2018.

6. Осарина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осарина. – СПб. : Питер, 2011

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикации по теме:

Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год»Дидактическое развивающее пособие из ткани «Мягкая книга» для применения в воспитательно-образовательном процессе «Новый год» ЧАСНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №167 ОАО «РЖД» «СКАЗКА» "Мягкая книга" – развивающее пособие для применения в.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии «Мягкая среда» в образовательном процессе с детьми раннего и младшего возраста
Опубликовано: 4 января 2025 в 14:16
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии «Мягкая среда» в образовательном процессе с детьми раннего и младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Элина Минеева (УИ 269426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД