Татьяна Цыбулько
Применение технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование.
Публикация «Применение технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Применять интеллект- карты в образовательном процессе можно в следующих областях:
Обучение
• Избавляет от огромного количества лишней работы.
• мы тратим меньше времени на запоминание основной информации, наибольший эффект при последующем воспроизведении;
• написание статей, курсовых проектов, дипломов.
Презентация
• вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
• включает в себя постановку проблемы, от которой и будет зависеть успех
• генерация новых идей, творчество- может быть любое количество приветствуется даже абсурдные идеи и не какой критики.
Принятие решений
• сбор всей информации
• взвешенное решение со всеми плюсами и минусами;
Планирование
• управление временем: составление планов на день, неделю, месяц, год…
• разработка сложных проектов.
Интеллект- карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, то для более эффективного применения данного метода обучения я советую обучающимся следовать трё м принципам:
«Принимай» – сначала необходимо изучить все стороны интеллект- карт, правила и по их созданию, проанализировать объект с целью выделения их связи, рассуждений и следствия.
«Применяй» – начни применять их, составь как можно больше интеллект- карт в разных областях: обучение, запоминание, презентации, мозговой штурм, принятие решений.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, адаптируй под себя, выбери свой стиль и совершенствуй свои умения и навыки
Интеллект- карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй и по разным тема и поводам.
Составление интеллект - карты
Интеллект-карта должна соответствовать определенным требованиям, иначе она будет похожа на текст с картинками и слегка структурированным.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определё нных правил:
1. Интеллект- карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).
• Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.
• От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.
• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
• Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.
2. Слова использовать лучше одно на каждую линию. Это расширяет возможности ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбираются так чтоб увидев их можно вспомнить всю картину целиком. Буквы лучше использовать печатные: так их проще читать, а трехмерные привлекают внимание.
3. Линии смысловых и логических связей изображаются в виде ветвей : чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. За счет стрелок показываем значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой, а также указываем взаимосвязи
4. Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное чтоб интеллект- карта нравилась самому автору.
5. Использовать картинки везде, где только можно, динамичные и трехмерные картинки- лучше запоминаются. Общепринятые или собственные символы привлекают внимание, говорящие картинки вызывают эмоции и лучше запоминается. Главная же идея должна быть объемной и содержать не более 3 цветов
6. Применение кодирования : используют для выделения информации, рисуют красным или зеленым, использовать можно как общепринятые, так и придумывать свои.
7. Структура интеллект - карты может быть
Радиальная: Ближе к центру – располагаем более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия.
Понятная: из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета.
Создание целостного, информации должна быть понятной последовательной.
8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание
Интеллект - карты характеризуются следующие основные свойства:
• наглядность – вся проблема (идея) с её многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом;
• привлекательность – интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
• запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
• своевременность - интеллект-карта наводит на мысли о новых, более современных идеях, позволяет эффективно и результативно решать проблемы по мере их поступления или прогнозировать их;
• творчество – интеллект-карта дает толчок для развития творческой среды, помогает найти различные пути решения задач;
Возможность пересмотра – интеллект-карта позволяет, если необходимо вставить в неё недостающую информацию и понять, все ли хватает.